Многие фанаты сериала «Ведьмак» от стримингового сервиса были удивлены довольно вольным обращением авторов с южной империей из мира Сапковского. Давайте попробуем объяснить эту странность.
Итак, что нужно знать о нильфгаардцах, чтобы понимать суть произошедших с ними изменений? Во-первых, этот этнос исторически восходит к эльфам, то есть возник в результате взаимной ассимиляции местных автохтонных народов и прибывших в новый для себя мир людей (это случилось в результате Сопряжения Сфер).
Также в книгах Сапковского государство Нильфгаард явственно символизирует некую большую и враждебную империю, которая срисована частично с России-CCCР и частично с Третьего Рейха. Северные войны довольно прозрачно отсылали в момент написания к Второй Мировой и советско-польской войне 1920 года (сравните «чудо под Бренной» и «чудо на Висле», например).
Литературный Нильфгаард — это самая продвинутая экономика континента, потому что там уже вовсю складываются раннекапиталистические отношения на фоне царящих вокруг феодальных. Естественно, как самая сильная экономика, он обладал и самой сильной армией. Достаточно сказать, что она была регулярной и имела централизованную логистику и снабжение — на контрасте с иррегулярными ополчениями и рыцарями у противостоящих нильфгаардцам северных королевств. У них единственных на континенте есть унифицированная военная фрма — иконичные черные доспехи.
Для понимания картины важно понимать культурный контекст: Анджей Сапковский — поляк, а в польской культуре после XX века типичный образ военной угрозы — это огромная империя, превосходящая в экономическом развитии и военной мощи, которая желает завоевать маленькую, но гордую независимую страну.
Что же с этим народом произошло в сериале?
Проект Netflix изначально снимался для американской аудитории. Для неё архетипический образ врага выглядит несколько иначе. Развитое и высокоцивилизованное государство не может быть врагом. Агрессором непременно должна быть выписана страна более примитивная, да ещё желательно с какой-нибудь тоталитарной идеологией, которой государство зомбирует население через пропаганду.
Вот почему в сериале Нильфгаард больше похож на Мордор Толкина, чем на страну, описанную у Сапковского. Империю несколько раз характеризуют как «отхожую яму юга». В итоге нам показывают неважно снаряженные орды, противостоящие «профессиональным» и оттого хорошо снаряжённым рыцарям с Севера, а сами нильфгаардцы выписаны религиозными фанатиками, обожествляющими императора.
В итоге там, где прототипами Нильфгаарда выступили немцы и русские (плюс знатокам истории подбросили несколько намеков на Испанскую империю и древний Иран), там стриминговый сервис живописует КНДР, современный ультрарелигиозный Иран и широко упоминающуюся СМИ в последние годы террористическую организацию, запрещенную в России. Для чего? Для того, чтобы сделать политическую повестку ближе к потенциальной аудиториии.
Вот так книжный Нильфгаард пал жертвой «культурной локализации» в результате адаптации книг польского автора к американскому зрителю.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.