После Ибн Халдуна поддержка и дополнение к высказанному им принципу встречается и развивается у Шаха Уалиюллаха ад-Дахляви (ум. 1176 г.х.).
Он пишет: «Тебе следует знать, что есть два вида того, что было передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и записано в сборники хадисов. Первый вид — то, что выполняет функцию передачи Послания. Об этом слова Всевышнего: «С чем пришел к вам посланник, то принимайте, а что запретил вам, то прекращайте» (Сура «Сбор», аят 7)…
Второй — то, что не выполняет функцию передачи Послания. Об этом его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «Я всего лишь человек. Когда я велю вам что-то из религии, то следуйте этому, а когда распоряжаюсь о чем-то, исходя из личного мнения, то я всего лишь человек». Также его, мир ему и благословение Аллаха, слова из истории про опыление пальм: «Я всего лишь предположил. Не взыщите с меня за предположение. Но когда я сообщаю вам что-то от Аллаха, то придерживайтесь этого, ведь я не возвожу ложь на Аллаха». Сюда относится медицина. Также из этого раздела его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «Приобретайте чисто черных лошадей, черных лошадей с белым пятнышком на лбу…» — Этот совет из личного опыта. Также к данному виду относится то, что он делал по привычке, а не в виде поклонения, и то, что получалось само собою в результате действий по обстоятельствам, а не достигалось целенаправленно. Сюда же относятся его высказывания в обычных беседах, когда он говорил то же, что рассказывали в его народе. Как было с хадисом про Умм Зар’* и с хадисом про Хурафу**. Такое понимание соответствует мнению Зейда ибн Сабита, как видно из истории, когда к нему пришли несколько человек и сказали: «Расскажи нам что-нибудь из того, что говорил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он ответил: «Я был его соседом. Когда ему ниспосылалось откровение, то он посылал за мной и я записывал их для него. Когда мы заговаривали о мирской жизни, он говорил о ней вместе с нами. Когда мы заговаривали о жизни после смерти, он говорил о ней вместе с нами. Когда мы говорили о еде, он говорил о ней вместе с нами. Все это я рассказываю (в виде хадисов) вам, передавая от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Также среди сказанного им есть то, что он говорил, рассчитывая на достижение сиюминутной цели в частном случае, и что не является велением, обращенным ко всей исламской общине (на века)».
См. «Худжату-ллахи аль-балига» 1/223-224.
* Передается от Аиши, что она рассказывала: «Однажды собрались одиннадцать женщин и договорились, пообещали друг дружке, что расскажут все о своих мужьях, не скрывая ничего». Далее по хадису каждая из женщин кратко высказывалась о своем муже, пока очередь не подошла к последней, которую звали Умм Зар’. Она долго перечисляла достоинства и благодетели своего первого мужа по прозвищу Абу Зар’, рассказала немного о положительных сторонах второго мужа и подытожила, что первый значит для нее намного больше. Аиша передает: «Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Я был для тебя как Абу Зар’ для Умм Зар’»». Аль-Бухари 5189, Муслим 2448.
** Передается от Аиши, что в одну из ночей посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разговаривал с женами и одна из них сказала: «О посланник Аллаха, это была одна из историй Хурафы?» Он ответил: «Знаете, кто такой Хурафа? Это человек из узритов (назв. рода). В доисламские времена (джахилия) его взяли в плен джинны. Он пробыл у них долгое время, потом они вернули его к людям. Он рассказывал удивительные вещи о том, что видел среди джиннов, и люди прозвали его рассказы «историями Хурафы»».
Ахмад 25244. В цепочке передатчиков есть слабость.
Использование ад-Дахляви этого хадиса в пример содержащихся в хадисах обычных народных историй и легенд прямым образом указывает на то, что по его мнению не всякое описание джиннов в хадисах следует автоматически относить к откровению и принимать на веру.
Комментарии других ученых: https://muntaqa.info/tibb-nabawi/
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram