Кады Ийяд аль-Малики (ум. 544 г.х.), рассматривая переданные в хадисах сообщения о поступках пророка, мир ему и благословение Аллаха, проводит четкое разграничение между шариатом и мирскими знаниями, в которых возможны ошибки.
В книге «аш-Шифа», посвященной описанию пророка, мир ему и благословение Аллаха, одну из глав он начал со слов: «Что касается сторон его жизни в быту, то мы раскроем их согласно предшествовавшему примеру, рассматривая убеждения, высказывания и поступки. И если говорить об убеждениях, то в вопросах быта он мог быть убежден в чем-то одном, а затем прояснялось, что настоящее положение дел совсем иное. Или же такое случалось с его сомнением насчет чего-либо. Или с предположением о чем-то».
Следом он упомянул несколько версий хадиса про опыление пальм и продолжил: «Эти сообщения следует понимать согласно тому, что мы изложили о его собственных суждениях насчет мирских дел и его предположениях об их обстоятельствах, но сюда не входят его собственные суждения в области шариата, который он установил, и в сунне, которую он прочертил для следования за ней.
Другой пример передал Ибн Исхак. Он сообщил, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, остановил свой отряд возле ближайшего из колодцев Бадра, аль-Хаббаб ибн аль-Мунзир спросил его: «Тебе снизошло откровение от Аллаха насчет этого места и нам нельзя пройти дальше него, или это личное мнение, военный расчет, тактика?» Он ответил: «Нет. Это личное мнение, военный расчет, тактика». Тогда аль-Хаббаб сказал: «В таком случае это неподходящее место. Спустись до самого близкого к ним колодца, там мы и остановимся. Потом закопаем колодцы, которые останутся позади. Так мы сможем пить, а они не смогут. Он ответил: «Ты дал хороший совет». И сделал так, как сказал аль-Хаббаб.
Также Всевышний Аллах сказал, обращаясь к нему, мир ему и благословение Аллаха: «Советуйся с ними в этом деле» (Семейство Имрана, 159). Это произошло, когда он хотел заключить перемирие с некоторыми противниками на условии выплаты им трети от урожая мединских фиников. Он посоветовался с мединскими сподвижниками (ансары), и когда они сообщили ему о своем мнении, он отказался от своего.
В подобных делах мирской жизни, которые не относятся к знанию об исповедании религии, к положениям вероучения, не являются частью обучения религии, с его стороны возможно то, что мы упомянули (т.е. ошибки). Они не считаются недостатком или унижением для него, потому что это всего лишь дела из обихода, о которых осведомлен тот, кто занимается и озабочен ими, а сердце пророка, мир ему и благословение Аллаха, занято познанием Господа, душа переполнена знаниями о шариате и помыслы ограничены тем, в чем польза для его общины в религии и мирской жизни. Однако, такое (ошибки) случается лишь в некоторых вопросах. Они (ошибочные представления) возможны не во многом, а в редких случаях, когда дело кроется в деталях заботы о быте и выгодах в нем».
См. «аш-Шифа би-тариф хукук аль-мустафа» 2/184-185.
Комментарии других ученых: https://muntaqa.info/tibb-nabawi/
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram