Сейчас, когда календарная зима уже наступила, а снега все никак нет, захотелось подвести итоги прошедшей осени, в первую очередь вспомнить про необычные погодные условия, повлиявшие на аномально длинный лодочный сезон.
Во-первых, в начале сентября в Тамбове совершенно спокойно можно было ходить на пляж и плавать, температура воды позволяла. Солнце светило не по-осеннему ярко, добавляя пару тонов к загару. 5 числа резко похолодало, на улицах появились люди в куртках, но по-прежнему было солнечно и без осадков.
Через пару недель река преподнесла сюрприз: начал опускаться уровень воды. В экстренном порядке прекратили работу лодочные прокаты. В «Гидросфере» лодки повисли на цепях, удалось их переместить и продолжить плавать несмотря ни на что.
На пляжах появились люди с металлоискателями, наверняка у них был существенный улов.
Спуск воды был следствием проводимых ремонтных работ на плотине в районе МНТК.
Изменился рельеф берега. Стали видны корни деревьев, покинутые кем-то норы. Хочется верить, живность нашла себе новые места обитания.
Также сохранялась безветренная и относительно теплая погода, участники мероприятий в «Гидросфере» могли совершенно спокойно плавать по Цне в гордом одиночестве, на боясь столкновений с сумасшедшими моторными лодками и катерами. В тот период занимались активным освоением острова Эльдорадо.
3 октября после пребывания на острове обнаружила на себе присосавшегося клеща. В очередной раз порадовалась, как удачно расположен мой дом: и «Гидросфера» рядом, и травмпункт…
В октябре начали готовиться к зиме. Лодочный сезон закрывали несколько недель подряд, и это уже стало ассоциироваться с уходом Пугачевой со сцены.
24 октября состоялась торжественная церемония перенесения фофанов и прочих плавсредств в ангар, но потом еще неоднократно их доставали и наслаждались греблей.
Вода в реке стала кристально чистой, но было видно даже на фотографиях, что она очень холодная.
После каждого заплыва лодки перетаскивались обратно в ангар, чтобы они не вмерзли среди ночи около берега, но температура воздуха даже не думала опускаться ниже нуля.
Неожиданно около Эльдорадо обнаружились останки затонувших в 80-90-е годы кораблей. Ради улучшения экологической обстановки предприимчивые граждане с помощью специальной техники извлекали железяки со дна, заодно удалось все это удачно сдать в пункт приема металлолома.
На некоторых участках берега скосили сильно разросшиеся камыши, корни обработали гербицидами. Делали это с чистой совестью, потому как камыши в Красную Книгу не записаны, а границы пляжа к следующему лету неплохо бы расширить.
Стало понятно, что уровень воды до весны не поднимется.
Можно сказать, кто-то извлек пользу от ремонта плотины, кто-то понес убытки. Лично мне жалко речную живность. Будем надеяться, она найдет способ перезимовать.
Кстати, всем известная часто посещаемая плотина неожиданно была объявлена стратегически важным объектом, почему-то запретили переход по ней, а также лов рыбы и даже фотографирование. Усилили охрану.
Члены «Гидросферы» настолько привыкли к воскресным сборам на водной станции с последующими заплывами, что отказывались верить в обледенение Цны и по-прежнему регулярно приходили на опустевший причал.
С чьей-то подачи их давно уже называли полярными гномами, но они не обижались и, что удивительно, совершенно не мерзли. 12 декабря с удивлением ходили по льду около пляжа, пока сотрудник МЧС с другого берега не начал им угрожать.
Стало понятно, что полярные гномы не сдадутся при любой температуре воздуха, но лодки по льду передвигаются плохо. Поэтому пришлось срочно организовывать для них мастер-классы по выживанию в условиях зимнего леса.
Дети охотно слушали инструктора и не знали, что их родители уже обдумывали сценарий Нового года в «Гидосфере».
Тамбов, гребля, лодки, байдарка, путешествие по реке