Наверняка вы замечали, как много написано книг, статей, заметок о необходимости чтения и это притом, что польза этого занятия очевидна, а утверждение о бесполезности чтения можно себе вообразить разве что в стиле «Вредных советов». И все равно появляются все новые и новые толкования старых истин. Кто же первым обобщил и сформулировал основы осознанного чтения, чьими мыслями мы вдохновляемся, пытаясь преодолеть соблазн посмотреть что-нибудь незамысловатое и «отдыхательное».
Не так давно мне попалась статья С.И. Поварнина «Как читать книги», это методическое руководство было издано, только вдумайтесь, в 1924 году и с тех пор неоднократно переиздавалось. Одно из последних изданий этой книги вышло в 1994 году. Так что, вполне логично будет предположить, что именно разработки Сергея Иннокентьевича Поварнина стали отправной точкой мотивирующих к вдумчивому чтению трудов.
Однако о профессоре Поварнине известно немного. Вот и захотелось мне разобраться кем же был автор книги, с которой все началось.
В 1877 году (по другим данным в 1870 году) в многодетной семье майора Поварнина родился сын Сергей. Родители уделяли огромное внимание образованию детей, и важная роль в семье отводилась чтению. Первые книги Сережа читал вместе с матерью, Анной Григорьевной, а позже сам пристрастился к чтению, которое впоследствии приравнивал к искусству. Любовь к книге, знанию и умение вдумчиво читать позволили Сергею Поварнину поступить на историко-филологический факультет Петербургского университета. Путь в науку оказался для юноши тенистым. Через год после начала учебы его отчислили за неуплату за обучение. Весь последующий год Сергей Поварнин был вольноопределяющимся в армии, но как только появилась возможность продолжить обучение, он с энтузиазмом приступил к занятиям в университете. Основными предметами были философия и логика, но увлекали Сергея книги: возможности их систематизации. В 1905 году, защитив диссертацию по логике, получив научные должность и звание, Сергей Иннокентьевич переходит на работу в университетскую библиотеку, чтобы изнутри узнать библиотечное дело. Тогда же он переводит книгу английского библиографа Мэри Племмер «Руководство для небольших библиотек», совершенствуя приведенную в ней систему библиотечного устройства. Так что, во многом благодаря профессору Поварнину в отечественных библиотеках царит логически выстроенный порядок. В дальнейшем судьба профессора Поварнина складывалась так, что он то возвращался к преподавательской и научной деятельности, то вновь уходил в тишину библиотечных залов. В 1926 году Сергей Иннокентьевич зачислен на должность помощника библиотекаря отделения философии и педагогики Публичной библиотеки. В ее фондах он проработал почти год. 16 декабря С.И. Поварнин был назначен заведующим библиотекой Института усовершенствования врачей. Эту должность он занимал до 1944 года, когда преподавание логики в высших учебных заведениях стало восстанавливаться. Сергей Иннокентьевич Поварнин стал первым профессором кафедры логики Ленинградского университета. В 1947 году по состоянию здоровья С.И Поварнин оставил кафедру.
Всю свою жизнь Сергей Иннокентьевич Поварнин посвятил книгам и логике. Тоненькая книжечка об искусстве чтения объединила его страстное увлечение и глубокую научную мысль.