Найти тему
FILM FACTORY

Япония. Киберпанк. Часть 1. 1982.

собрались как-то в баре

режиссёр

писатель

и мангака (⌒▽⌒)☆

сидели-сидели и

после третьей кружки пивка

придумали КИБЕРПАНК.

Здесь в целом нет шутки – только её доля. В жизни всё было даже удивительнее. Режиссер, писатель и мангака из недоанекдота даже не встречались, однако все трое (практически одновременно) создали произведения, которые удивительным образом перекликались, рифмовались, казалось, цитировали друг друга.

Программное сходство здесь таково: пионеры киберпанка изображали будущее мрачным и враждебным, кислотно-неоновым и высокотехнологичным. (Нео)жанр оформился в простую формулу: “high tech, low life”.

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию»
Кадры из фильма «Бегущий по лезвию»

В 1982-м, почти 40 лет тому назад, на большие экраны выходит «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Фильм, естественно, проваливается в прокате. Как бы там ни было, публика ещё не сталкивалась в рамках sсi-fi c настолько мрачным героем как Декард. То, что они увидели на экране, больше походило на футуристический фильм-нуар, неторопливо погружающий в недружелюбную техно-вселенную.

Футуристический фильм-нуар? Всё действительно так: в экзистенциально заряженном Bladerunner’е дезориентированный главный герой (детектив!) бороздит тёмный урбан в поисках “себя”. Ведёт расследование. Он в плаще. Льёт дождь. И это нуар. Теперь люминесцентный и техно-центричный. Встречаем «нео-нуар».

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

На почве естественной роботизации нео-жанра прорастает одно важное отличие от классического «черного фильма». Режиссёры нуара оставляли прошедшего войну героя с амнезией, без памяти о том, кто он вообще такой («Где-то в ночи»). А киберпанк в лице «Бегущего по лезвию» взял привычку подменять, навязывать, фальсифицировать воспоминания, тем не менее, оставляя на повестке тот жевопрос: “Кто я есть?”

“Кто я? Человек или репликант?” – спрашивал себя в перерывах между кибер-разборками Декард. Поверхности небоскребов-бритв были нагружены рекламой, а сверху зудели скоростные летательные аппараты – замена личному автомобилю. Недвижимость грузных построек нарушала японка на широкоформатной голограмме. Эта женская голо-голова, обрамленная традиционной прической нихонгами, выражала вполне реальный страх американцев перед азиатскимгосподством.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Фактически Япония победила уже тогда, бесконечно скупая крупные производства Америки и распространяя высокотехнологичные устройства среди её жителей. Кассетник Hitachi, видеомагнитофон Toshiba, телевизоры Sony – американцы скупали это всё с большим энтузиазмом. Такова сила, такова власть гигантских корпораций, протянувших свои щупальца за океан. Поэтому Япония держала в страхе истеблишмент и постепенно начинала пугать народ.  США она одновременно представлялась страной торжествующего футуризма и неприкасаемой высокотехнологичной машиной по порабощению нации.

Японский магнитофон – передовой, современный, качественный
Японский магнитофон – передовой, современный, качественный

Вернёмся к «Бегущему по лезвию». Кого действительно поразило то, с чем пришлось столкнуться на киноэкране, так это писателя Уильяма Гибсона. В фильме Скотта Гибсон увидел тот мир, что из символов конструировал в своём неоконченном романе. Он увидел тот же футуристический город, подсвеченный неонами хираганы, катаганы и кандзи. Тот же страх перед будущим. Того же злодея – Японию.

В соответствии с байкой, писателю после киносеанса роман пришлось основательно перелопатить: слишком походило на плагиат. Как бы там ни было на самом деле, в отличие от научной фантастики, всячески воспевающей кибернетику, новые миры Ридли Скотта и Уильяма Гибсона напирали на изнанку технологического прогресса. Таким образом, и режиссёр, и писатель придумали антиутопическое киберпространство, в масштабности которого человек ощущал только клаустрофобию. Человек оказался вытеснен из будущего.

Уильям Гибсон – "отец киберпанка"
Уильям Гибсон – "отец киберпанка"

Так уж бывает, что удивительно похожие идеи возникают в находящихся на дистанции головах. Заранее отмечу, что никакое это не волшебство, а:

1) визионерство авторов;

2) сверхспособность искусства транслировать бессознательные страхи времени.

В том же 1982-м ещё один визионер Коцухиро Отомо выпускает мангу под названием «Акира». И теперь это уже Японский киберпанк, стилистически и содержательно напоминающий своего западного кино-коллегу (при всей национальной специфике).

Коротко по сюжетным элементам «Акиры». Токио был сравнён с землей вследствие атомного взрыва. Начинается Третья Мировая. Война кончается. Теперь уже Нео-Токио, возведенный на руинах старого города, находится на пороге революции. В гуще событий: байкеры-подростки, спецслужбы, дети с усохшими лицами и сверхъестественными способностями. Оговорюсь, что пост-ядерная тематика ­– это (по ясным причинам) постоянный спутник послевоенного искусства Японии. Но! Зачем в «Акире» все эти визуальные маркеры вроде мигающих кнопок, лазерных лучей, паутин проводов, монструозного мегаполиса, потерянного в нём героя? К составным частям «Акиры» прилагаются приставки нео-, техно-, кибер-, нейро-, а это ходовой лексикон киберпанка.

Кадр из аниме  «Акира»
Кадр из аниме  «Акира»

Это роднит мангу Отомо с образцами Американского киберпанка. Они действительно побратимы. Только не совсем понятно, с чего бы мангаке из стремительно развивающейся Японии, которая идет впереди планеты всей, рисовать такое мрачное будущее? Всё очень просто. «В настоящем так хорошо, что плохо. В настоящем так хорошо, что подозрительно. Этому «хорошо» когда-нибудь придет конец».

Так, в японском обществе, не знающем ни бедности, ни безработицы зарождается беспокойство в отношении будущего, а вместе с ним киберпанк. Давайте же на секунду замрём и попытаемся переварить информацию. Выходит «Акира», и это 1982-й год. Японской экономике осталась одна декада до коллапса финансового пузыря в начале 1990-х, всего одно десятилетие до невиданной экономической катастрофы.

Кадр из аниме «Призрак в доспехах»
Кадр из аниме «Призрак в доспехах»

Вот что такое визионерство. По «Акире» выпустили полнометражное аниме, режиссером которого выступил сам Кацухиро Отомо. Студии стали выпускать киберпанк-аниме вроде Bubblegum Crisis и Appleceed. С конца 80-х коды жанра, написанные Отомо, стали активно эксплуатироваться режиссерами аниме. Искусственный интеллект и сопровождающие его факт этико-философские вопросы были разобраны вдоль и поперек. Антропоморфные андроиды, обретающие самосознание, даже успели надоесть.

Своими манга и аниме Отомо открыл ящик Пандоры, из которого полезли провода, зелёные символы кода и механические руки киберпроституток. Таким же влиянием обладали Гибсон (в меньшей степени ­– это литература) и Скотт (в большей – это визуально, это кино).

Code.
Code.

Кажется, трое НЕ собирались в баре именно для того, чтобы породить удивительный и пугающий жанр на грани film-noir и sci-fi, который позже подарит миру аниме – «Призрака в доспехах», «Эксперименты Лэйн» и «Эрго Прокси». А миру кино ­– «Джонни Мнемоника», «Тёмный город» и, в конце концов, «Матрицу», которую, к слову, можно прямо сейчас посмотреть на большом экране. Это что, киберпанк возвращается?

Об этом читайте во второй части кибер-нео-техно-эссе.

Автор: Юля Жубанышева