Разрабатывая стартап, важно учитывать состояние рынка. Есть ниши, в которых лучше вообще не начинать бизнес: либо вы даже не выйдете на рынок, либо вас вытеснят крупные компании.
Пандемия коронавирусной инфекции ускорила некоторые тенденции в развитии рынка. Там, где это возможно, процессы стали дистанционными. После отмены локдауна многие компании так и оставили часть сотрудников на удаленке. Поэтому потребность в помещениях для офиса сильно упала. Но если у вас уже есть помещение для сдачи в аренду, можно переоборудовать его в специализированное рабочее место. Например, это актуально для косметологов и визажистов.
Люди привыкли к покупкам онлайн, так что перед открытием офлайн-магазина стоит дважды подумать. В 2020 году онлайн-продажи в России выросли на 47%. Но и с открытием платформы для продаж в интернете все не так просто. Эту нишу заняли крупные маркетплейсы, и обогнать их успехи крайне сложно. Создавать интернет-магазин стоит, если у вас есть уникальный и востребованный продукт, которого нет на маркетплейсах.
Похожие трудности вас ожидают в нише доставки еды и продуктов. В крупных городах лидируют «ЯндексЛавка», «Самокат» и собственная доставка супермаркетов «Перекресток» и «Пятерочка». Возможно, вам удастся выйти на региональный рынок, но до прихода этих компаний.
Открывать частный бизнес становится сложнее с развитием целых экосистем «Яндекса» и «Сбера». Есть разные мнения по поводу причин разрастания этих компаний: государственная поддержка и недостаточная работа антимонопольной службы; маленький рынок, в котором единственный путь развития — осваивать новые направления бизнеса; отсутствие капитала у стартапов ввиду слабого венчурного рынка.
Так или иначе, наблюдается тенденция поглощения стартапов большими компаниями. Поэтому фаундерам нужно либо постараться с оригинальной идеей и ее защитой, либо открывать стартап в другой стране.