Найти тему
Юрист гуру

Порядок проведения собрания кредиторов при банкротстве юридического лица

Собрание кредиторов является органом контролирующим деятельность должника и уполномоченным на решение основных вопросов, касающихся проведения процедур банкротства.

Созыву собрания кредиторов должны предшествовать определенные действия, направленные на уведомление лиц, обладающих правом на участие, предоставления им возможности ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению.

В рамках дела о банкротстве юридических лиц участниками собрания кредиторов могут быть следующие лица:

  • c правом голоса: конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, чьи требования в части основного долга включены в реестр требований кредиторов;
  • без права голоса: представитель работников; представитель учредителей (участников); представитель саморегулируемой организации, чьим членом является арбитражный управляющий проводящий собрание; представитель органа по контролю (надзору) – Росреестр.

Законом о банкротстве предусматривается возможность проведения собраний кредиторов в очной (с присутствием кредиторов на собрании) и заочной формах (без личного присутствия кредиторов, путем направления бюллетеней о голосовании по почте).

Правом по созыву собраний кредиторов обладают: арбитражный управляющий; комитет кредиторов; кредиторы, обладающие не менее чем 10% требований в РТК; кредиторы, количество голосов которых составляет третью часть от общего количества требований.

В зависимости от того, кто является инициатором проведения собрания кредиторов, отличается и порядок его созыва, проведения и подведения результатов собрания кредиторов.

В данной статье будет рассмотрен вопрос о том, как проводится очное собрание кредиторов при банкротстве юридического лица.

Порядок проведения очного собрания кредиторов по инициативе арбитражного управляющего.

Порядок проведения собраний регламентирован «Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 года №56, статьями 12,13,14,15, 16, 17 Закона о банкротстве.

Собрание кредиторов по инициативе арбитражных управляющих может проводиться, для целей рассмотрения отчетов о деятельности, проведения первого собрания кредиторов, для утверждения порядка продажи имущества, по требованию кредиторов и иных случаях.

Соответственно, при наступлении обязанности по поведению собрания арбитражный управляющий обязан его созвать и провести.

Одним из способов его проведения является очный, то есть предусматривающий личное присутствие на собрании представителей конкурсных кредиторов, уполномоченного органа и иных лиц, право присутствия которых допускается Законом о банкротстве.

Очное собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, или месту определенному собранием кредиторов.

В случае, если по месту расположения должника собрание кредиторов провести не представляется возможным, арбитражный управляющий может провести его в ином месте.

Арбитражному управляющему не следует назначать проведение собрание кредиторов на праздничные или выходные дни, а также в ночное время, так как такие действия могут быть оспорены кредиторами, обладающими правом на отдых закрепленными конституцией и федеральными законами.

Начальным этапом для проведения собрания кредиторов является действие по уведомлению о его проведении кредиторов и иных лиц, обладающих правом на участие.

Для целей надлежащего уведомления о собрании кредиторов его участников арбитражный управляющий обязан их надлежащим образом уведомить.

Для этого, не позднее чем за 14 дней до его проведения он обязан направить по почте уведомление о проведении собрания кредиторов в адрес лиц, обладающих правом по участию на нем. Уведомление может быть направлено или вручено и иным способом, при условии, что адресат получит его не позднее чем за 5 рабочих дней до назначенной даты собрания (например: если уведомление будет вручено нарочно, направлено по факсу, официальной электронной почте и др.).

Уведомление о проведении собрания кредиторов может иметь следующий вид.

-2

В уведомлении о проведении собрания кредиторов должны в обязательном порядке указываться:

  • дата, время и место проведения собрания;
  • повестка дня;
  • порядок ознакомления с материалами (который должен предусматривать возможность ознакомления с документами не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения собрания);
  • порядок регистрации участников;
  • сведения о должнике (наименование, адрес).

Сообщение о предстоящем собрании также должно быть опубликовано арбитражным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позже чем за 14 дней до даты его проведения.

Такое сообщение, должно содержать информацию аналогичную той, которая указывается в письменном уведомлении, направляемом почтой.

Пример сообщения размещаемого в ЕФРСБ приведен ниже.

-3

После уведомления кредиторов о собрании, последние могут воспользоваться своим правом по заблаговременному ознакомлению с материалами к собранию, в месте и время, указанным арбитражным управляющим, либо рассмотреть их непосредственно на собрании кредиторов.

Многие кредиторы пренебрегают возможностью рассмотрения материалов к собранию, а зря, в ходе исследования документации можно установить недочеты и пробелы в деятельности арбитражного управляющего и принять меры к их устранению.

После рассмотрения документации к собранию у кредиторов могут появиться вопросы и предложения, связанные с рассматриваемыми на собрании вопросами которые они смогут задать и предложить реализовать арбитражному управляющему.

Кредиторы и уполномоченный орган вправе подготовить к включению в повестку дня предстоящего собрания кредиторов дополнительные вопросы, например об определении места проведения последующих собраний, обязании арбитражного управляющего произвести какие – либо действия, направленные на достижение целей процедуры банкротства и другие.

Заявка на включение дополнительных вопросов должна быть вручена арбитражному управляющему в день собрания кредиторов, до окончания регистрации его участников.

Важно помнить, что заявка о включении дополнительных вопросов врученная после окончания времени, установленной для регистрации участников не подлежит принятию арбитражным управляющим.

В связи с тем, что для подготовки бюллетеней при голосовании по дополнительным вопросам может потребоваться время, целесообразно заранее уведомить арбитражного управляющего о намерении включить в повестку те вопросы, которые изначально в ней не значились.

Образец заявки на включение в повестку дня собрания кредиторов дополнительного вопроса приведен ниже.

-4

В день проведения собрания, в период времени, указанный в уведомлении арбитражный управляющий проводит регистрацию участников.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить регистрацию всех участников, прибывших до окончания срока регистрации, указанной в уведомлении о проведении собрания, при этом проверяются документы, подтверждающие их полномочия и заполняется журнал регистрации.

Образец журнала регистрации приведен ниже.

-5

Форма журнала установлена законодательно (утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 года №235)

В журнале регистрации отображаются сведения:

  • о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе;
  • количестве голосов;
  • представителях конкурсных кредиторов и уполномоченного органа;
  • участниках собрания без права голоса.

Кредиторы не успевшие подойти к месту проведения собрания до окончания регистрации участников не допускаются к голосованию (можно конечно договориться, если остальные кредиторы и Росреестр не будут против, но лучше не опаздывать).

До окончания регистрации участников арбитражный управляющий принимает заявки о включении в повестку собрания дополнительных вопросов и раздает бюллетени для голосования (некоторые управляющие раздают бюллетени уже в ходе собрания, непосредственно перед голосованием по каждому из вопросов – чтобы не запутаться).

После регистрации участников арбитражный управляющий объявляет об открытии собрания кредиторов и сообщает следующие сведения:

  • о причинах созыва собрания кредиторов;
  • результатах регистрации, количестве участников и размере их требований;
  • о правомочности собрания кредиторов, то есть, достаточно ли голосов у пришедших кредиторов для голосования по вопросам повестки дня или нет (при голосовании по большинству вопросов собрание правомочно, если на нем присутствует более 50% голосующих требований от общего количества включенных в РТК, при голосовании по ряду вопросов наличие кворума может определяться иными условиями, например при реализации залогового имущества, при повторном собрании и других);
  • о повестке дня;
  • о поступивших дополнительных вопросах;
  • о лицах, привлеченных для оказания услуг по проведению собрания.

При установлении факта правомочности собрания по принятию решений по поставленным вопросам повестки дня арбитражный управляющий:

  • обеспечивает рассмотрение участниками собрания всех имеющихся материалов по каждому из вопросов, включенных в повестку дня;
  • предлагает произвести голосование по каждому из вопросов повестки дня путем заполнения бюллетеней, разъясняя порядок их заполнения;
  • осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования.

Важно знать, что вначале производится голосование по основным вопросам повестки дня – тех, которые изначально были включены в повестку дня.

Голосование по дополнительным вопросам, производится после того, как были озвучены результаты решений собрания по основным вопросам повестки дня.

Голосование производится кредиторами путем заполнения бюллетеней.

Образец заполненного бюллетеня о голосовании приведен ниже.

-6

Формы бюллетеней установлены законодательно (утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 года №235) и могут быть нескольких видов, в зависимости от вопроса повестки дня.

При наличии у конкурсных кредиторов к арбитражному управляющему вопросов они вправе их задавать.

Кредиторы могут потребовать от арбитражного управляющего включить их словесное выступление или реплику в протокол собрания кредиторов, или приложить к нему какие либо документы на основании п. 11 Общих правил проведения собраний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 №56.

Арбитражный управляющий не вправе отказать в таком требовании.

При этом, для того чтобы устные пояснения не были неверно перефразированы целесообразно оформлять их в письменном виде и вручать арбитражному управляющему под роспись.

Как правило, в своих репликах кредиторы указывают арбитражному управляющему на наличие каких либо недочетов, предлагая представить пояснения. Подобную практику довольно часто используют представители уполномоченного органа.

Образец такой реплики приведен ниже.

-7

В настоящее время нередка практика, когда арбитражные управляющие, внося в повестку дня собрания вопрос для рассмотрения, в последующем не предлагают произвести по нему голосование.

К одному из таких вопросов может относиться рассмотрение отчета конкурсного управляющего о проделанной работе.

При этом доложив собранию сведения о своей работе, арбитражный управляющий предлагает заполнить лист ознакомления, без проведения последующего голосования путем заполнения бюллетеня.

Такие действия не противоречат статье 143 Закона о банкротстве, обязывающей конкурсного управляющего представлять собранию отчет о своей деятельности, так как она не содержит положений о том, что при рассмотрении отчета обязательно проводить голосование.

Образец листа ознакомления приведен ниже.

-8

После того, как кредиторы проголосовали по основным вопросам повестки дня арбитражный управляющий обязан провести голосование по дополнительным вопросам повестки дня, в случае если заявки о их включении поступили до окончания регистрации участников собрания.

Собственно на первом этапе производится голосование о включении дополнительного вопроса в повестку дня собрания и, только при условии, что он будет туда включен, производится голосование непосредственно по существу дополнительного вопроса.

Следует отметить, что в ряде случаев принятие решений по дополнительным вопросам находится в тесной взаимосвязи с принятием решений по основным, включенным в повестку.

Например, дополнительный вопрос может звучать как: отложить собрание кредиторов по одному из вопросов повестки дня на более позднее время в связи с необходимостью ознакомления с дополнительными документами.

В такой ситуации получается парадокс, так как кредитор неготовый проголосовать по основному вопросу повестки дня и предлагающий его отложить, тем не менее должен вначале проголосовать по существу основного вопроса, а уже затем проголосовать по дополнительному — за отложение его рассмотрения, так как именно такой порядок установлен пунктом 9 Общих правил проведения собраний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 №56.

В такой ситуации целесообразно оставить бюллетень голосования основному вопросу повестки дня либо незаполненным, либо поставить галочку в графе «воздержался», с обязательным обоснованием своей позиции репликой, подлежащей включению в протокол собрания кредиторов, для исключения неоднозначной трактовки действий заинтересованного кредитора.

В случае включения в повестку дня дополнительных вопросов проводится голосование по ним, с озвучиванием результатов.

После голосования арбитражный управляющий сообщает, что повестка дня исчерпана и что собрание закрыто.

По итогам проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий обязан подготовить протокол о его результатах.

Образец протокола о проведении собрания кредиторов приведен ниже.

-9

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим.

Первый из двух протоколов, в срок не позднее 5 дней с даты проведения собрания (пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве), направляется в арбитражный суд рассматривающий дело о банкротстве, второй остается у арбитражного управляющего.

В случае нарушения решением собрания прав какого либо из кредиторов, последний может обжаловать такое решение в судебном порядке, направив соответствующее заявление в течение 20 дней с даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Первоисточник: https://bankrotguru.ru/?p=1536