Ленинский план монументальной пропаганды -это программа развития монументального искусства, получившая развитие в 1918-1920 годах. Согласно идее Ленина скульптуре отводилась важная роль распространения новой идеологии. По всей стране должны были появиться памятники революционерам и коммунистам; памятники же монархам и "их слугам" - свергнуты.
В Москве появилось 25 памятников, в Петрограде - 18. Все они выглядели нестандартно, а некоторые - очень спорно. Дело в том, что скульпторы исследовали новые формы и экспериментировали. А на исполнении негативно сказались краткие сроки Ленинского плана и нехватка хороших материалов.
В итоге из такого количества памятников в Петербурге практически ничего не сохранилось. Как выглядели скульптуры, где они стояли и что всё же уцелело?
Первым памятником стал бюст Радищеву, установленный у Зимнего дворца. Место было выбрано неслучайно - здесь был пролом ограды, оставшийся от революционных событий. Брешь символически рассматривалась как прорыв народа через тиранию монархии. Кстати позже остатки ограды были перенесены к саду Девятого Января, где находятся и сейчас.
Бюст был выполнен в кратчайшие сроки из гипса и, не простояв года, разбился. И хотя изначально он планировался как временный, замены ему так и не появилось.
Памятник Софье Перовской простоял ещё меньше. Современники не оценили стиль, выбранный скульптором, - кубофутуризм. Уже на открытии памятника у входа на Московский (тогда Николаевский) вокзал был скандал. Окончательно от него избавились по просьбе жены Зиновьева.
Интересно, что несколько лет спустя автор памятника - итальянский скульптор Гризелли - вернулся на родину в Италию и в 1939 году создал памятник "Гений фашизма" в Квартале всемирной выставки.
Открытие памятника на Каменном острове тоже не обошлось без скандала. Десятиметровая скульптура "Освобождённый труд" ("Призывающий к труду") представляла собой абсолютно голого мужчину - по задумке автора, это символизировало свободу от всего. После многочисленных возмущений на него срочно пришлось надеть фартук.
Гипсовая скульптура тоже простояла недолго, повторять её не стали.
Памятник матросу у моста Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенский. Также был выполнен из недолговечных материалов и простоял совсем недолго.
Памятник "Великий металлист" был открыт вместе с Дворцом Труда в 1918 году, когда Николаевский дворец превратился в первый Дворец профсоюзов. Спустя пять лет по названию дворца переименуют и площадь из Благовещенской в площадь Труда. А ещё через несколько лет снесут Благовещенскую церковь.
Памятник Марксу перед зданием Смольного был открыт в 1918 году, но вскоре упал и разбился. В 1926 году на этом месте поставили памятник Ленину, который находится там до сих пор. Бюст Маркса всё же появился на аллее Смольного, но уже в более традиционном стиле.
Одним из самых удачных памятников периода Монументальной пропаганды стал бюст Лассалю на Невском проспекте у Думской башни. Временный гипсовый вариант даже заменили на бронзовый бюст. Правда, его демонтировали в 1937 году, так как социал-демократические идеи Лассаля шли вразрез с текущей идеологией. Тем не менее бюст сохранился и сейчас находится в фонде Русского музея.
Было поставлено ещё одиннадцать памятников: Бланки перед Балтийским вокзалом, Шевченко на Каменноостровском проспекте, Герцену на Арсенальной набережной и другие. Памятник Добролюбову у Тучкова моста был разрушен наводнением, остальные разбились или были демонтированы.
Что же сохранилось с тех пор?
Считается, что сохранился один памятник, хотя формально он был выполнен позже остальных - в 1922 году. Это бюст Некрасова в сквере на Литейном проспекте у дома №37. Место выбрано неслучайно - поэт жил практически напротив, а сквер фигурировал в его произведениях.
Правда, первоначально бюст располагался в саду "Прудки", ныне Некрасовский сад. В 1946 году его перенесли, а взамен должен был появиться новый памятник, который был открыт только в 1971 году.
Ещё одним сохранившимся памятником тех времён считается мемориал "Павшим борцам революции" на Марсовом поле. Он был открыт в 1919 году и представляет собой гранитные плиты с именами погибших.
С 1918 до 1944 года Марсово поле называлось площадью Жертв революции.
В Москве уцелело больше памятников, тогда как в Петербурге от периода Монументальной пропаганды не сохранилось практически ничего. Интересно, вписывались ли футуристические, необычные памятники в облик Петрограда? Как бы смотрелись они сейчас?
Первые годы после революции отличались амбициозными идеями, но далеко не все из них были воплощены в жизнь. Скульптура оказалась более простой в исполнении, нежели масштабные архитектурные проекты, поэтому монументальный план действительно был осуществлён. Правда, выполненные за короткие сроки памятники оказались недолговечными.
Читайте также: Как бы мог выглядеть Ленинград: неосуществлённые советские проекты, изменившие бы облик города