7 октября Ходорковский, все еще находящийся в СИЗО "Матросская Тишина", на страницах "Коммерсанта" дерзко поздравил Путина с днем рождения:
Мне кажется, что роковым для Ходорковского стали именно футбольный пассаж (явный намек на Абрамовича) и вызывающее "скоро увидимся"…
Если кто забыл, я напомню: о месте, в котором Ходорковскому предстояло "мотать срок", в то время не писал только ленивый. СМИ, ссылаясь на целое море различных источников, в один голос говорили о Нижнем Тагиле как о чем-то "само собой разумеющемся". Зона под Нижним Тагилом хорошо известна по "делу Чурбанова". Образцово-показательная. Специально "заточенная" под содержание VIP-узников. Куда же еще?
Неожиданное исчезновение Ходорковского и Лебедева стало громом среди ясного неба.
А потом власть в лице своих "тюремщиков" почти 10 дней откровенно глумилась над родственниками, адвокатами и сторонниками опального олигарха. Попутно защитников ЮКОСа несколько раз пытались лишить адвокатского статуса и, если бы не принципиальность Генри Резника, наверняка лишили.
Случилось так, что я в это время занимался на сайте АПН новостями и имел возможность в режиме on-line наблюдать изысканно-изуверскую кремлевскую режиссуру. По 2–3 раза в день делались издевательские "сливы" – Ходорковского "определяли" то в Республику Коми, то в Пермский край, то в Энгельс, то к богу за пазуху, то к черту на рога. Представители "тюремного ведомства" напропалую острили насчет "здорового климата" и "у меня этих гавриков тыщи – шо, я должен каждого помнить?!".
Не имея ни малейших причин сочувствовать опальному олигарху, зная про ЮКОС и его главу много негативного, я невольно сопереживал его жене, его матери, его адвокатам. Шутки шутками, но спектакль, который в то время перед ними разыгрывали, – это уже "за гранью добра и зла". Так с живыми людьми нельзя поступать.
"Лучше бы расстреляли, чем такой балаган устраивать", – написал в комментарии под АПНовской новостью какой-то последовательный "олигархоненавистник", когда Ходорковский в очередной раз "обнаружился" где-то под Воркутой.
Информация про Читинскую область с ее урановыми рудниками, слитая в самый последний момент, сначала выглядела как очередная глупая шутка. Казалось, ну не может власть же быть настолько по-детсадовски мелочно мстительной. Оказалось, что может. Больной Лебедев действительно обнаружился в Заполярье, а Ходорковский – наверное, в самом гиблом месте из всех возможных – в бараке на 150 туберкулезников в 600 км от Читы.