Для любителей старинных и вообще редких автомобилей в последние годы было мало приятных событий. Прекратил существование фестиваль «Автоэкзотика» в Тушино, закрылся музей автомобилей на Рогожском валу, дышат на ладан созданные руками энтузиастов небольшие выставочные площадки.
Тем интереснее было сходить в открывшийся в этом году Музей Гаража особого назначения.
Расположен новый автомобильный музей в бывших сельскохозяйственных павильонах ВДНХ. Там и раньше проводились выставки ФСО, в том числе и автомобильные. Но проходили не долго и попасть на них удавалось не всегда и не всем. Теперь это полноценный музей, который может посетить любой желающий.
Что удивило
Если обычно такие музеи больше похожи на автостоянки, то здесь ощущение будто попал на выставку полотен фламандских живописцев.
Мягкий свет, манекены, расстановка экспонатов, даже таблички — все «по-музейному». При этом очень органично смотрятся и интерактивные информационные стойки, где можно найти подробную информацию по каждому выставленному экспонату.
Мне доводилось бывать в музеях автомобильной техники, в том числе и за рубежом. И такой великолепно оформленной экспозиции я не видел нигде (разве что Рижский можно еще сравнить).
Экспонаты
Автомобилей здесь много самых разных от Delaunay-Belleville императора Николая II до современного отечественного лимузина Aurus, что был представлен на инаугурации нынешнего президента страны.
Легендарные «эмки», благородные «зисы», «чайки», огромные «зилы», которые возили первых лиц государства — от всего этого великолепия захватывает дух.
Но признаюсь, с технической стороны, меня это интересовало не в первую очередь. Некоторые из этих марок я видел и раньше — некоторые на выставках и фестивалях ретротехники, другие - в процессе реставрации.
Гораздо интереснее для меня были более редкие экспонаты — мотоциклы почетного эскорта, огромные двигатели-монстры (под них выделено до обидного мало места), редчайший автомобиль-вездеход в кузове обычной «Газ 24», единственный в своем роде микроавтобус «Юность» (в нем организован мини кинотеатр).
Не только и не просто музей
Музей Гараж особого назначения сейчас занимает два павильона. В одном выставлены автомобили первых лиц государства и машины обслуживания, второй предназначен скорее для образовательных программ. Здесь можно увидеть разрезные макеты двигателей, на специальном стенде понаблюдать за образованием топливной смеси.
Здесь же установлены динамические тренажеры, имитирующие вождение автомобиля, инсталляции, копия роскошного «зиса», в салоне которого можно посидеть.
Профессиональные реставраторы хорошо знают, что автомобили «с историей» стоят на рынке баснословных денег. Тем более автомобили с такой историей — использовавшиеся людьми, вершившими судьбы мира. Остается только удивляться, как удалось сохранить эти бесценные раритеты в 90-е годы, когда продавалось все, что можно было продать.