5 октября, если кто забыл, для участия в очередном саммите Россия – ЕС в Лондон прибыл Путин. А за день до этого в местных СМИ было опубликовано "Открытое письмо" Тони Блэру от парламентариев, представляющих три ведущие британские партии:
Думаю, пора заканчивать игру в "кошки-мышки" и озвучить то, что и так очевидно.
5 октября все более-менее дееспособные субъекты, заинтересованные (по разным причинам) в срыве мегасделки "Сибнефть" – "Газпром", дали "последний бой" всеми средствами, которые были на тот момент в их распоряжении.
И тот факт, что они этот "бой" проиграли, свидетельствует только об одном – о трехстороннем сговоре: Запад – Путин + олигархи.
Смысл этого сговора прост и понятен:
– Олигархи наконец избавляются от своих активов за лучшую цену из всех возможных;
– Путин получает… ну, в общем, понятно, что именно получает Путин;
– Запад наконец сможет взять под полный контроль российские нефтегазовые активы, имеющие для него стратегическое значение (для Европы это в первую очередь – наиболее лакомые куски "Газпрома", для США – Ковыктинское месторождение или остатки Сахалинского шельфа).
Запад можно понять. Ведь качать свою нефть и свой газ – всегда надежней, чем покупать его у российского "дяди". Кроме того, свою собственность они теперь смогут защищать (если понадобится, и силой оружия).
Причем, права собственности на все эти сокровища Запад получит "тихой сапой"– через механизм, который как две капли воды похож на "залоговые аукционы" 1990-х годов. Помните, мы с вами в тот раз и "мама!" крикнуть не успели, как очутились в "новой экономической реальности"? В этот раз все будет точно так же. Только на порядок круче…
Но мы с вами опять отвлеклись…
Любимые банки подполковника Путина
5 октября, когда противники сделки "Сибнефть" – "Газпром" выложили все свои козыри, Путин убеждал руководителей ВР и Royal Dutch/Shell в стабильности российского инвестиционного климата и предлагал им участвовать в энергетических проектах (за пару недель до этого в Нью-Йорке на встрече с представителями американских ExxonMobil, Conoco– Phillips и ChevronTexaco Путин делал то же самое).
Кроме того, в Лондоне президент РФ повторил тезис, полюбившийся ему еще в ходе поездки в Брюссель: "У нас вся эта отрасль практически приватизирована". Мол, для иностранных приобретателей активов в российском нефтегазовом секторе открыто "сто путей, сто дорог".