Найти тему

Залоговые аукционы-2

Тогда – 5 октября – совет директоров "Газпрома" так и не смог одобрить сделку по покупке "Сибнефти" ввиду того, что представители государства не получили соответствующую директиву правительства РФ. Сразу после провального заседания совета директоров "Газпрома" глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что у него "вызывают вопросы" как цена сделки, так и ее экономическая целесообразность.

При этом новостные сообщения о демарше Грефа были дополнены совершенно феерическим абзацем: "Представитель Минэкономразвития Алла Борисенкова подчеркивает, что позиция министра является его личным мнением и не отражает позиции Минэкономразвития в целом". Странно, что не поинтересовались мнением уборщицы и охранника – они, небось, тоже с министром не согласны.

На этом фоне совсем уж неприличным выглядит восхищение президента Института энергетической политики Владимира Милова, назвавшего Германа Грефа "принципиальным человеком". "Греф прекрасно понимает, что не добьется отмены сделки, но считает необходимым донести свою позицию", – резюмирует Милов.

Чтобы был понятнее контекст происходящего, необходимо напомнить, что за два дня до этого, выступая на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы, два ключевых министра экономического блока правительства дружно вытерли ноги о сделку "Сибнефть"– "Газпром", сделав фактически невозможными любые разговоры о ее экономической целесообразности:

Сразу два ключевых министра – Кудрин и Греф – заявили о слишком большом участии государства в экономике. "Сегодня, к сожалению, доля государства и его вмешательство в экономику чрезмерны. Оно проявляется разными путями, прежде всего сохранением, а иногда и увеличением доли государства в крупнейших компаниях. Очевидно, что это – конфликт интересов: государство устанавливает правила игры и одновременно является субъектом хозяйственной деятельности", – заявил Алексей Кудрин на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Цифры, приведенные министром, шокируют. По его словам, госорганы являются абсолютными лидерами по нарушениям антимонопольного законодательства – на них приходится почти 90 % всех выявленных ФАС нарушений. "Государство сейчас является основным нарушителем", – заключил Кудрин.

Глава Минэкономразвития Герман Греф поддержал коллегу. Он был еще резче в оценках. "Точка зрения, что государство должно расширять присутствие в экономике и взять под свою опеку какие-то отрасли, является неандертальской. Неандертальцы вымерли, и такая идеология тоже должна умереть", – откликнулся он из Сочи.

Заявления министров не случайны. На прошлой неделе произошла самая крупная в истории российской экономики сделка: "Газпром" купил "Сибнефть" за 13,1 млрд. долларов…

ФАС их позицию поддержала, заявив о намерении предъявить "Газпрому" жесткие условия…

Забегая вперед, скажем, что с Грефом и ФАС произошла одна и та же метаморфоза – через 2–3 дня после тех своих заявлений все они сменили позицию на противоположную (Алексей Кудрин – просто отмолчался). В итоге единственным принципиальным критиком сделки остался ничего не решающий Андрей Илларионов. Только он, говоря об этой чудо-сделке (и ей подобным), не перестает повторять слова Талейрана: "Это больше чем преступление, это ошибка".