Найти тему

В принципе эти самые "эксперты" давно и с успехом играют роль "профессиональных отравителей колодцев"

В принципе эти самые "эксперты" давно и с успехом играют роль "профессиональных отравителей колодцев" – своего рода ниндзя, готовых под покровом ночи "адресно" метать остро отточенные "звездочки" и обеспечивать "интеллектуальное прикрытие" любых инициатив Кремля.

Но ведь ниндзя – это заведомые парии. Им не подаст руки ни один уважающий себя самурай. Конечно, на войне как на войне – ночью полководец может себе позволить многое. Но днем – солнечные зайчики должны метаться по начищенным до блеска кирасам гвардейцев и трубач не должен сметь сфальшивить, играя сбор.

Кремль рассудил иначе – и "политические ниндзя" из своих неприметных нор выползли-таки на свет божий…

Прайм-тайм насущный

Боевым крещением для поставленных в новое – теперь уже публично привилегированное – положение "президентских ниндзя", как известно, станет решение "проблемы прайм-таймов на госканалах". В новостях АПНа эта тема довольно подробно освещалась в связи с одной мелкой провокацией на Славянской площади в Москве в ноябре прошлого года. Тем не менее изложу вкратце суть дела…

В одном из своих первых интервью самый заметный и активный "общественник" – политтехнолог Алексей Чадаев (позднее прославившийся апологетической книжкой "Путин. Его идеология") предрек "битву" Общественной палаты РФ с дирекциями госканалов:

– Управляемость со стороны Кремля – это большая иллюзия. Картинка не отражает реальную ситуацию. А реальную ситуацию я понимаю примерно так: отношения между Кремлем и топ-менеджментом ведущих телеканалов скорее напоминают горизонтальную сделку. Каналы отдают Кремлю в полное владение политику в обмен на неограниченные возможности с точки зрения зарабатывания денег рекламой. Сейчас доля содержательного вещания резко снижается, а доля рекламоемкого растет, то есть кремлевская зона уменьшается, а коммерческая увеличивается. И это очень большая проблема. Скорее всего, те, кто контролирует телевидение и весь этот бизнес, захотят ОП проигнорировать. И одна из наших задач состоит в том, чтобы не дать им такой возможности.

Перевожу с "общественно-палатского" на русский. В период политического межсезонья власть предпочитала денег госканалам не давать, предоставляя им возможность свободно пастись на "эфирных лугах". При этом Кремль для агитационно-пропагандистских надобностей оставил за собой самые "вкусные" куски – прайм-таймы. Ввиду того, что население (даже как объект для пропаганды) интересует власть исключительно в период выборов, своими "эфирными деликатесами" Кремль распорядиться так и не смог – "информационно-аналитические программы" не производились, мудрую политику Администрации президента РФ и лично товарища Путина никто толком не воспевал. А так как природа не терпит пустоты, бесхозные прайм-таймы постепенно перешли в веденье дирекций телеканалов. Те быстро нашли "золотую жилу" – юмористические передачи ("Кривое зеркало", "Смехопанорама", "Аншлаг" и др.) и стали зарабатывать на рекламе солидные деньги. Еще большие деньги стали зарабатывать сотрудничающие с ними рекламщики (в первую очередь компания "Видео Интернешнл", контролирующая 80 % рынка телерекламы).

Это, так сказать, "исходное положение".

Далее события развивались следующим образом. Осенью 2004 года министр культуры Александр Соколов неожиданно объявил приоритетной задачей своего министерства… изгнание с центральных каналов "Аншлага" и Евгения Петросяна. А уже в феврале 2005 года министр отчитывался на заседании правительства о проделанной работе.

То заседание было бурным. Министр обороны Сергей Иванов стучал кулачком по столу и требовал от Соколова немедленно "прекратить дебилизацию населения". Греф над ним откровенно глумился: "А я, например, футбол не люблю – давайте футбол отменим!" Тем временем министр культуры, не справившийся со своим "маленьким, но ответственным поручением", вяло оправдывался пред неумолимым Фрадковым.