Найти в Дзене

Cлова-паразиты: Какие бывают и как с ними бороться?

Участь в первом вузе внезапно заметил, что окружающие люди нередко странно реагируют на какие-то фразы. И причем странность реакции имела опять же странную зависимость от степени близости. Если незнакомые люди обычно не выражали никакой странности, то те, с кем как-то удалось поближе познакомиться — начинали периодически воротить нос. Если им удавалось это пережить, то в рамках долгосрочных отношений с людьми этого опять же становилось заметно меньше, но все же не сходило совсем на нет. Уже к пятому году, когда начал активно писать чуть более откровенные мысли, стал замечать, что есть некоторые языковые конструкции, которые почему-то у меня всплывают чаще других. В заголовок я вынес «слова-паразиты», но на деле это почти всегда именно конструкции. Поначалу я сильно переживал на этот счет. Однако после нескольких неудачных попыток быстро избавиться от этого отложил этот вопрос, как нерешаемый. И, как говорил ранее, решение образовалось само собой. Помог мне достаточно простой прием. Есл
Помимо чудесных слов-напонителей в речи таки часто появляются характерные чуть более сложные конструкции
Помимо чудесных слов-напонителей в речи таки часто появляются характерные чуть более сложные конструкции

Участь в первом вузе внезапно заметил, что окружающие люди нередко странно реагируют на какие-то фразы. И причем странность реакции имела опять же странную зависимость от степени близости. Если незнакомые люди обычно не выражали никакой странности, то те, с кем как-то удалось поближе познакомиться — начинали периодически воротить нос. Если им удавалось это пережить, то в рамках долгосрочных отношений с людьми этого опять же становилось заметно меньше, но все же не сходило совсем на нет.

Уже к пятому году, когда начал активно писать чуть более откровенные мысли, стал замечать, что есть некоторые языковые конструкции, которые почему-то у меня всплывают чаще других. В заголовок я вынес «слова-паразиты», но на деле это почти всегда именно конструкции.

Поначалу я сильно переживал на этот счет. Однако после нескольких неудачных попыток быстро избавиться от этого отложил этот вопрос, как нерешаемый. И, как говорил ранее, решение образовалось само собой.

Помог мне достаточно простой прием. Если его освоить, то можно за месяц исключить из обихода старое выражение. Однако процесс освоения для меня оказался достаточно сложным и фактически был совершенно невозможным до достижения некоторого уровня понимания своих внутренних механизмов.

Итак. Прежде всего надо разобраться, а действительно ли то, что называется всеми паразитом им является? Тут важно разделять три важные крайности:

Во-первых человек, познавая окружающий мир, обычно использует для его описания некие образы. И новые образы требуют проработки — применения образа, оформление его границ, понимания окружающими. И для этого мы часто пытаемся применить это к той или иной ситуации. И в таком случае это не слово-паразит. Это просто малознакомый образ, который хочет получить оформленность. И впрямую с этим бороться не стоит — стоит напороться на того, кто объяснит или хотя бы просто поможет разобраться в этом вопросе. Тогда ощущения встанут на место и образ войдет в повседневную жизнь так, как это должно быть. Этим вариантом обычно страдают неофиты в самых разных средах. Но если таких неофитов сразу много скапливается — то нагрузка на авторитета, который мог бы объяснить эти образы, растет непропорционально.

Во-вторых может быть так, что человек держит у себя в голове какой-то неразрешимый конфликт — с собой, со своей совестью, с кем-то из окружающих. И этот конфликт кроется в неосязаемой им области. И для ее описания человек по каким-то причинам придумал использовать эту конструкцию. Так можно, например, сказать про всякий психоз отдельных личностей, называющих все подряд каким-нибудь ругательством, относя его к порой выдуманной категории людей. Например, сторонники принуждения к участию в медицинских экспериментах используют общее слово для описания всех оппонентов, не вдаваясь в его смысл, и уж тем более не имея ни малейшего представления о том, какую позицию фактически занимает человек.

В-третьих конструкция может чрезмерно часто неосознанно попадаться в разговорах тогда, когда она описывает достаточно сложную сущность, которую в рамках текущего контекста помогло было разграничить, разделить на варианты, дав им свои имена. И тут может помочь разве что чуть более детальная проработка мира и формирование новых образов, более тонких, чем использовались ранее.

В конце концов есть не крайний, но тоже интересный вариант — человеку нравится, как звучит/написано слово. По необъяснимой причине. Тянет его его использовать. Что делать в таком случае — советовать не могу. Да и не уверен что надо. Может быть такая тяга даст толчок для развития в новом направлении?