С обретением государственного суверенитета бывшими среднеазиатскими республиками СССР дискуссии, споры вокруг темы басмаческого движения позапрошлого века бывшем Туркестане (ныне - Центральной Азии) приняли новый виток. Сразу же расставим акценты: в Кыргызстане о басмачах-моджахедах говорят и стремятся представить их буревестниками национально-освободительного движения в крае в основном на юге и южная интеллигенция. Причина вполне объяснима: басмачество развернулось и действовало в Ферганской долине и частично в горах Памира. На севере республики оно не наблюдалось.
По свидетельству участников нейтрализации крупных басмаческих банд в Ферганской долине, куда входил юг Кыргызстана, большевизация и советизация края шло трудно, чем на севере республики. Причина по их мнению в том, что население региона исторически унаследовало принципы госустройства полуфеодального Кокандского ханства и успело вкусить разнузданную самостийность краткого существования Кокандской (Туркенстанской) автономии в начале позапрошлого века, 100-летие ликвидации которой большевиками в этом году кое-кто вспоминает.
"Сейчас в республиках Средней Азии осторожно переосмысляют движение басмачей, предполагая, что оно все-таки было, прежде всего, освободительным. При всех плюсах и минусах такого подхода нельзя не согласиться с тем, что по сути своей басмачество было партизанским движением, появившимся как реакция на просчеты и перегибы национальной политики большевиков. В этом Советы принципиально отличались от царских властей, все-таки учитывавших специфику региона", гласит другой источник.
Между тем, константа, изначальная суть и содержание любой антиправительственной подрывной деятельности в новейшей истории Центральной Азии и примыкающих регионах в целом и на юге Кыргызстана в частности заключается в том, что она всегда провоцировалась, поддерживалась и развивалась извне.
Сторонники реанимации басмачества, антисоветской и антироссийской политики в регионе небезосновательно утверждают факт того, что именно басмачество остудило пыл большевистской идеи мирового коммунизма и заставил советское руководство первых лет считаться с местной спецификой, историей и менталитетом среднеазиатов. Однако, как выше подчеркивалось, неоспоримым фактом остается то, что в дела региона постоянно вмешивались внешние силы.
Кстати, последние набеги басмачей на южные границы СССР были совершены в первый год Великой Отечественной войны с помощью абвера на участке Мургабского погранотряда Таджиской ССР. Хотя абвер, детище хитрющего адмирала Вильгельма Канариса, по итогам Нюрнбергского (предшественник нынешнего Гаагского) Международного суда в отличие от СС не был признан преступной организацией, но как видим, совал нос везде и всюду, куда указывал бесноватый фюрер.
К сожалению, в новых исторических реалия сии неоспоримые факты и документы зачастую умалчиваются, а новоиспеченные исследователи, т.н. независимые эксперты-историки, гражданские активисты из финансируемых извне НПО акцентируют внимание читателя на ошибках и просчетах советского руководства вековой давности.
Между тем, жизнь показывает позитивность и востребованность возрождения братского Союза бывших советских республик с Россией, несущей на своих плечах основную тяжесть бесчисленных глобальных вызовов, в положении постоянных нападок сторонников однополярного мира и мирового господства. Сегодня, несмотря на продолжающиеся и ужесточающиеся западные санкции в отношении себя, помогает бывшим братьям по СССР чем может: международной поддержкой, возрождением национальных экономик, обороноспособности, образования, науки и техники, обучением кадров. Это надо честно признать.
Впавшим в эйфорию безоглядной и разнузданной независимости от всего и вся отдельным руководителям новых наших республик не стоило бы забывать, что безоглядная переориентация в сторону т.н. западной, точнее - американской модели демократии ставит народы в первую очередь в зависимость от бездуховности, исключительному культу денег, наживы и капитала. А обезличенную, т.е. зверино-инстиктивную, быстроменяющуюся суть капитала хорошо раскрыл Карл Маркс, глубиной ума которого по сей день восхищаются в первую очередь на Западе. И долго еще будут восхищаться. Новое - хорошо забытое старое.
В подобной ситуации как кыргызстанское, так и российское поступает вполне рационально и даже беспристрастно. Иными словами, к историческим событиям оно стало относиться более взвешенно, не придерживаясь твердой политической конъюнктуры, а по принципу объективизма и здравого смысла, опираясь только на реальные факты и документы. Как бы давая понять: вольному воля, изучайте, оцените прошлое, только не перегибайте палку и не поступитесь собственным благополучием. Которое напрямую связано и полностью зависит от реального потенциала каждого народа, страны, уровня и возможностей ее руководства.
Садырбек Чериков. Бишкек.
Избранные статьи в telegram-канале Ia-centr.ru.
Больше интересного в группе Ia-centr.ru на Facebook