В 1-ой части мы разбирались с противоречивыми характеристиками, которые давали критики и историки феномену Солженицына. Сегодня речь пойдёт о том, исказил ли советскую историю и вообще историю ХХ века этот знаменитый нобелевский лауреат. И как реагирует на это имя демократическая и коммунистическая общественность.
Исторические факты
- В 2014 году известный российский писатель Захар Прилепин назвал «Архипелаг ГУЛАГ» сборником лагерных баек. Претензии сводились к тому, что в литературных произведениях Солженицына есть немало исторических неточностей. Солженицын делал крупные обобщения, пытался назвать число репрессируемых, хотя никогда не работал в архивах по данной теме и в принципе знать всей картины не мог.
- Людмила Сараскина, литературовед и первый биограф Солженицына, так отвечает на обвинение Солженицына в неточных статистических данных: Солженицын писал в такое время, когда доступ к архивам был закрыт, а сама тема замалчивалась. Поэтому в «Архипелаге» он приведёт мнение профессора статистики И.А. Курганова:
«от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и включая дефицит от пониженной рождаемости, – оно обошлось нам в… 66,7 миллионов человек (без этого дефицита – 55 миллионов). Шестьдесят шесть миллионов! Пятьдесят пять! Свой или чужой – кто не онемеет? Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова, но не имеем официальных. Как только напечатаются официальные, так специалисты смогут их критически сопоставить» («Архипелаг ГУЛАГ», часть третья, глава первая).
Идеология в современном государстве и Солженицын
- Историк Егор Яковлев в программе Дмитрия Пичугова «Разведвопрос»:
Культ Солженицына, открытие памятника в Москве, появление «Архипелага ГУЛАГа» в школьной программе – явления закономерные для идеологии современного государства, стоящего на антисоветской пропаганде, осуждении советского режима.
- Агентство «Красная Весна» опубликует такую новостную заметку:
«Сегодня развенчанием культа Солженицына занимается общественная организация «Суть времени». По инициативе ее активистов во многих городах прошли акции против агрессивного продвижения бренда «Солженицын» в России. Они требуют исключить из обязательной школьной программы произведения Солженицына и отказаться от установки ему памятника на Таганке в Москве.
Организатором пикета, который прошел у здания Департамента образования, стала активистка движения «Суть времени» Екатерина Чепурная. По ее мнению, благодаря лживым мифам Солженицына, «была разрушена наша великая держава – СССР». Книгу «Архипелаг ГУЛаг» Чепурная назвала «корнем глубокого исторического комплекса неполноценности, сформированного уже у, как минимум, 2-х поколений».
- А вот мнение историка А.Я. Разумова, руководитель центра «Возвращенные имена», сотрудника Национальной Публичной библиотеки. Учёный говорит о непоследовательности в официальной позиции государства: до 1997 года активно шла работа по реабилитации погибших в годы репрессий. Но после этого года тема постепенно закрывается.
«В 1996 году указом президента России не только 7 ноября того года был объявлен Днем согласия и примирения, весь 1997 год был объявлен Годом согласия и примирения. <…> И если в самом начале этой кампании, через полвека после Большого сталинского террора, когда в 1989 году стали открывать некоторые (но не все) спецобъекты Госбезопасности, связанные с расстрелами, родственники погибших были рады любым сведениям, полученным от архивистов или таких общественников, как я, то приходящих теперь, как правило, интересует конкретика: «Где документы? Почему их нельзя свободно увидеть? Почему об этом нельзя свободно говорить? И где могилы?»
Эти вопросы я ставлю на каждом заседании Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Пусть пока нет свободного общественного диалога, но мы должны говорить об этом. И надеюсь, постепенно власть и общество придут к пониманию, что злодеяния надо называть злодеяниями, а не говорить о том, что «время такое было».
Итак, перед нами весьма болезненный вопрос: здесь сталкиваются взгляды демократической и коммунистической общественности. В наше время ещё многое не опубликовано, чтобы представлять идеологическую и историческую картину в полном объёме.
Сделаем вывод о том, что значение феномена Солженицына огромно. Он пробил брешь молчания в теме репрессий, никакому другому писателю это не удавалось ранее. Вся лагерная проза была уже «хвостом кометы» по имени Солженицын. Да, он сделал ставку на тактику, возможно, пошёл на сделку с совестью, чтобы поведать миру правду о мучениях миллионов. Даже если он и совершил погрешности, это дело историков последующих поколений, которым будут открыты архивы. Даже сегодня мы не можем сказать о том, что нам известна статистика и имена, препятствия всё равно чинятся. Художественную же ценность произведений этого писателя, включённых в школьную программу, подтверждают известные филологи.
Пока вся историческая правда нам не открыта, итоги пережитой трагедии в ХХ веке не подведены, счёты Солженицыну выставлять рано. «Одно слово правды весь мир перетянет» - в это верил Солженицын. А эта вера в силу слова роднит его с великими отечественными писателями и публицистами.