Сериал ВВС, снятый в 2007 году – последняя на сегодняшний день экранизация романа Джейн Остин «Разум и чувства», в России известного также как «Чувство и чувствительность», а в Британии – как «Sense and Sensibility».
Здравствуйте!
Для телеканала ВВС это была уже третья попытка перенести на экран самый ранний из законченных романов Остин. После удачного сериала 1971 и неудачной попытки 1981 года телекомпания вернулась к идее воплощения английского произведения на британском телевидении спустя более четверти века. К тому времени вышел уже и фильм Энга Ли, и индийская киноверсия. Возникла нужда в чём-то истинно британском. Тем более что в арсенале ВВС был уже шедевр середины девяностых – тот самый сериал «Гордость и предубеждение», который никому не удалось превзойти.
Для работы над новой версией «Разума и чувств» пригласили сценариста Эндрю Дэвиса, удачно адаптировавшего для телевидения «Гордость и предубеждение». Режиссёрское кресло занял Джон Александр.
Нельзя сказать, что этот сериал отличается каким-то оригинальным подходом. Режиссёр явно ориентировался на предшествующую традицию – на сериал восьмидесятых и фильм Энга Ли. А ещё – на модную в то время практику переосмысления классики. В фильме «Гордость и предубеждение» 2005 года с Кирой Найтли героини предстали растрёпанными и небрежно одетыми. В сериале "Разум и чувства" 2007 девушки выглядят примерно так же – неряшливая одежда, неаккуратные причёски. Для современников Остин было немыслимо представить, что барышня из хорошей семьи может показаться на людях в таком виде.
И, по уже сложившейся традиции, герои стали заметно старше. Такую трактовку образов сложно объяснить. Марианне в романе 16 лет, и её поступки характерны для юной девушки. В шестнадцать лет можно оглушительно влюбиться в первого встречного героя, мгновенно запланировать совместное будущее, разочароваться в жизни после предательства возлюбленного и вскоре снова влюбиться в достойного человека старшего возраста, почувствовав в нём отеческую заботу. Если двадцатипятилетняя девушка безрассудно увлечётся, её сочтут глупой, а если решит выйти замуж за солидного джентльмена – расчётливой. А в 16 всё делают искренне.
Чарити Уэйкфилд, сыгравшей Марианну, на момент съёмок было 27 лет. Но, несмотря на возраст актрисы и её далёкую от классических канонов внешность, образ Марианны можно считать удачным. Получилась живая и непосредственная девушка, милая и обаятельная.
Элинор сыграла тридцатилетняя Хэтти Морахэн – показала ту же скучную старую деву в бесформенном наряде, как и в предыдущих экранизациях. Почему-то после сериала 1981 года Элинор представляли только так. А ведь в романе молодая девушка вынуждена была взять на себя заботы о семье – именно поэтому она держала чувства под контролем, не позволяла себе необдуманных поступков и юношеских порывов. Но была не только умной, а ещё красивой и воспитанной. Истинная леди с безупречными манерами. В этом же сериале Элинор выглядит дурнушкой, до которой снизошёл светский красавец Эдвард Феррарс.
Да, Эдвард здесь выглядит человеком редкой привлекательности. Его роль сыграл 26-летний Дэн Стивенс. Очевидно, именно его режиссёр видел главным романтическим героем, потому что в сериале есть кадр, где Эдвард в одной рубахе рубит дрова – очевидная отсылка к Колину Фёрту, выходящему из воды. Впрочем, в этот раз такого эффекта не случилось. Дэн Стивенс и Колин Фёрт – это всё ж-таки две большие разницы.
Доминику Куперу, сыгравшему юного Уиллоуби, было на тот момент 30 лет. Актёра не назовёшь классическим красавцем, но его герой обладает яркой харизмой. Влюбиться в него можно, особенно если учесть тот факт, что в этом фильме Марианна не просто поскользнулась, а упала с обрыва, так что Уиллоуби действительно спас ей жизнь, а не просто донёс до дома.
Полковника Брэндона сыграл 44-летний Дэвид Моррисси. Этот образ стал сложнее. Полковник – не просто отставной военный, а загадочный, много переживший человек, в прошлом которого скрываются тайны. Его любовь к Марианне видна каждому, и книжное молчаливое неназойливое ухаживание за девушкой, увлечённой другим, превратилось в фильме в явный любовный треугольник.
Вообще отношения между героями характерны не для времён Остин, а скорее для современности. Английские барышни начала XIX века не позволяли себе стоять слишком близко к кавалерам, объятия и поцелуи и вовсе были немыслимы. А в фильме это всё в порядке вещей.
Интересно, что с каждой экранизацией поместье семьи Дэшвуд – Норланд – становится всё величественней и богаче. Здесь оно поражает роскошью и великолепием. Тем сильнее контраст – выселенные из родного дома сёстры с матерью оказываются после огромного поместья в полуразрушенном коттедже, вокруг которого нет даже сада. Старое каменное здание среди зелёной пустоши.
Зато этот сериал изобилует красивыми пейзажами. Здесь есть зелёные просторы, снятые с высокой точки, крутые морские берега. Море символизирует переживания героев. Когда в их душах смятение, холодный прибой бьётся о скалы. Когда героини влюблены, над ночными волнами всходит луна. А когда все истории счастливо завершаются, море спокойно и безмятежно.
У сериала есть поклонники. И, безусловно, он заслуживает внимания. Как отдельное произведение, в котором есть буква, но не дух Джейн Остин.
Статьи о других экранизациях романа:
Читайте хорошие книги!
Делитесь впечатлениями в комментариях! И подписывайтесь! Будем держаться вместе!
#книжный клуб джейн остин #книжный клуб ямадама #киноклуб ямадама #книги #фильмы #джейн остин #разум и чувства #английские сериалы #сериалы bbc #английская литература