Найти в Дзене
Марсель Македонский

"Плата за страх": триллер по классике

- Послезавтра мы будем богаты. Если не умрем. Когда-то давно люди умели снимать фильмы, которые проникают в душу. Магия творчества, того, что истинное, заключается в том, что внимающий, зритель то или читатель, проникается атмосферой, начиная переживать за героев. Делать предположения, как лучше поступить, как поступил бы сам, а в особенно напряженные мгновения непроизвольно подпрыгивать и совершать иные нелепые движения. Когда с вами это происходит, знайте – перед вами настоящее произведение искусства. Откровенно говоря, фильмы из этой категории шедевров мирового кинематографа, они как вино многолетней выдержки. Их нельзя смотреть каждые полгода или год. Их нужно смаковать, и смотреть планомерно, без суеты с домашними делами и телефонными звонками. И тогда получаешь истинное удовольствие. «Плата за страх», 1953 год, Франция-Италия, режиссер Анри-Жорж Клузо. В главных ролях Ив Монтан, Шарль Ванель, Фолько Люлли и Петер ванн Эйк. Фильм снят по мотивам одноименного романа Жоржа Арно. Дей

- Послезавтра мы будем богаты. Если не умрем.

Когда-то давно люди умели снимать фильмы, которые проникают в душу. Магия творчества, того, что истинное, заключается в том, что внимающий, зритель то или читатель, проникается атмосферой, начиная переживать за героев. Делать предположения, как лучше поступить, как поступил бы сам, а в особенно напряженные мгновения непроизвольно подпрыгивать и совершать иные нелепые движения. Когда с вами это происходит, знайте – перед вами настоящее произведение искусства.

Откровенно говоря, фильмы из этой категории шедевров мирового кинематографа, они как вино многолетней выдержки. Их нельзя смотреть каждые полгода или год. Их нужно смаковать, и смотреть планомерно, без суеты с домашними делами и телефонными звонками. И тогда получаешь истинное удовольствие.

«Плата за страх», 1953 год, Франция-Италия, режиссер Анри-Жорж Клузо. В главных ролях Ив Монтан, Шарль Ванель, Фолько Люлли и Петер ванн Эйк.

промо к фильму
промо к фильму

Фильм снят по мотивам одноименного романа Жоржа Арно. Действие разворачивается в Латинской Америке, в маленьком городке, находящемся недалеко от нефтяных промыслов. Тотальная безработица, отсутствие какой-либо перспективы и надежды на перемены. Те, кого занесло в этот забытый край в поисках удачи, мечтают только об одном – вернуться на родину и вырваться из этой нищеты. Но работы нет, нет денег, даже некого ограбить, потому что единственный более-менее доходный источник – американская нефтедобывающая компания, у которой нет вакансий. Естественно, капиталисты экономят на всем, в том числе и на здоровье и жизни рабочих (как знакомо ныне всё это нам стало). Происходит катастрофа, загорается нефть. Гибнет 13 человек рабочих, но не это волнует боссов, а горящая нефть и сопутствующие убытки. Единственный способ погасить пожар – сбить пламя направленным взрывом. Есть нитроглицерин, жидкое взрывчатое вещество, но его нужно как-то доставить к месту аварии. И сделать это можно только на грузовиках. Но специально приспособленных для перевозки такого груза машин нет на месте. Поэтому американцы кидают клич: тот, кто рискнет доставить нитроглицерин на обычном грузовике по разбитым дорогам, получит две тысячи долларов – целое состояние для тех, кто готов на любую работу. Естественно, желающих много, но выбирают только четверых, по двое на грузовик. И вот начинается поездка на 600 километров с грузом, готовым взорваться в любую секунду от толчка, удара, сильной вибрации. Кроме того, чем выше температура, тем более чувствительной становится эта дьявольская смесь, а как раз стоит жара. Таким образом, работа просто самоубийственная, и погибнуть можно в любое мгновение, даже если лопнет колесо.

кадр из фильма
кадр из фильма

Первая треть фильма медленно и неспешно вводит нас в обстоятельства местной жизни, знакомит с персонажами, и переходит в фазу происшествия как раз тогда, когда начинает становиться скучной. И с середины фильма начинается постепенное нагнетание, по мере движения грузовиков, и разных происшествий на их пути, зрителя умело подогревают словом и визуальным рядом. В отдельных источниках это мастерское нагнетание получается более сильным, чем у Хичкока. Так называемый саспенс действительно растет ежеминутно, и тут уж скучать не приходится.

В те времена далекие, теперь почти былинные, драматизм стоял выше каких-то сомнительных зрительских предпочтений, которые чаще всего придуманы совсем не зрителями. Поэтому хеппи-энда здесь нет. Здесь нам показана жизнь, как она есть, без умытых просветленных лиц и пафосных кличей. И в этом тоже часть очарования, здесь мастерство, чтобы удержать границу между грязным и допустимым.

кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм получил награды Берлинского и Каннского фестивалей, а также премию BAFTA. По нему снято три американских ремейка, один из которых вышел уже в 1958 году, но ничем примечательным не отметился. «Колдун» Уильяма Фридкина 1977 года с Роем Шайдером в главной роли, и «Ледяной драйв» Джонатана Хенсли с Лиамом Нисоном 2021 года получили оценки гораздо выше, но до оригинала им, конечно, очень далеко.

На фоне творящегося ныне безобразия в кино – это просто глоток свежего воздуха. Получить удовольствие от сопричастности событиям, как минимум, посмотреть на актеров, которые делают свое дело мастерски. Фильм, изначально черно-белый, колоризован в 1996 году. В советском дубляже он несколько порезан, вместо 156 минут – 139, но можно, конечно, посмотреть полную версию в синхронном переводе. В любом случае, удовольствие от работы создателей гарантировано, если вам не чужд хороший драматический сюжет, который ныне именуют триллером.

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский

Также по теме: