Между тем даже в постылую ельцинщину такая подмена была бы невозможна. Вы можете себе представить министром обороны Черномырдина или Вяхирева? А главой "Газпрома" – Грачева, Родионова или Сергеева?
И "Газпром", и армия в 1990-е были объектами постоянных нападок и вполне обоснованной критики. О хитроумных схемах "отцов-основателей" "Газпрома", гарантировавших неуклонный рост их личного благосостояния, было известно довольно широко. Но… Это были люди, разбиравшиеся в своей отрасли. Выдергивая из-под курочки лукошко с золотыми яйцами, они не забывали курочку покормить и почистить ей перышки.
Попробуйте сравнить основные показатели "Газпрома" черномырдинско-вяхиревского периода и "миллеровской пятилетки". При этом учтите, что "отцы-основатели" имели газовые цены примерно втрое ниже нынешних. И железные обязательства по внутренним тарифам. И не менее железные обязательства по льготным тарифам для стран СНГ. И себя нельзя обидеть. И отрасль должна функционировать (люди – зарплату получать, трубы – газ доставлять, месторождения – разрабатываться).
Давайте зададим себе простой вопрос: когда "Газпром" реализовал свой последний успешный газотранспортный проект?
Ответ: в 1997 году была построена и запущена первая очередь газопровода "Ямал-Европа" (через территорию Беларуси).
– А как же "Голубой поток"?
– Дело в том, что "Голубой поток" не может быть признан ни "газпромовским", ни успешным. Во-первых, его реализовывали вместе с итальянцами. Во-вторых, вложенные в него "Газпромом" деньги были взяты в долг и до сих пор не возвращены. В-третьих, он только сейчас выходит на проектную мощность, принеся за это время "Газпрому" уйму убытков.
… Но давайте вернемся к действительно очень эффективно работающему газопроводу "Ямал-Европа".
С момента запуска его первой очереди прошло уже почти 10 лет. Почему его не довели до проектной мощности при Вяхиреве, вроде бы понятно – в 1998-м грянул дефолт, вылившийся в масштабный политический кризис. Но почему он не достроен сейчас, когда "Газпром" лопается от нечаянно свалившихся на него денег?