Найти тему
Sunny Blues

История «DEEP PURPLE» - это клубок совпадений, идей и энтузиазма, направленных на одну цель - группа должна была покорить мир

Будучи вместе очень короткий период времени - всего год и четыре месяца, первый состав DP тем не менее успел выпустить нехилое количество синглов и альбомов.

Первый же из них принес группе вполне реальный успех в США, который несколько потускнел, когда PURPLE попытались избежать появившегося ярлыка трансатлантической поп-группы.

Mk I
Mk I

История создания DEEP PURPLE представляет собой запутанный клубок совпадений, неопределенных идей и голого энтузиазма, главная цель которого состояла в том, чтобы собрать группу, которая была бы готова сходу покорить мир.

Всё началось с Криса Кёртиса.

В 1967 году у него возникла идея сформировать новую группу, в которой он видел себя в качестве главной фигуры, выполняющей обязанности барабанщика и вокалиста. Как, собственно, и было в его предыдущем коллективе SEARCHERS.

Его послужной список впечатлил двух бизнесменов - Тони Эдвардса и Джона Колетту, и они согласились взять на себя руководство и финансировать новую группу, которая в тот момент существовала только в воображении Кертиса.

Их вложения в конечном итоге окупятся, превзойдя даже самые смелые ожидания. И в первую очередь это будет связано с великолепным дуэтом, двумя первыми музыкантами, которых Эдвардс и Колетта включили в свой план: органистом Джоном Лордом и гитаристом Ричи Блэкмором.

Впервые встретившись в декабре 1967 года, они очень быстро нашли одно из самых уникальных и любимых всеми «звучаний» в рок-музыке. И после того, как первоначальные идеи Кертиса отлетели в царство несбыточных фантазий и он откололся от затеи, Эдвардс и Колетта без всяких колебаний поддержали группу, построенную вокруг Лорда и Блэкмора.

Вскоре состав дополнился бывшим бас-гитаристом группы JOHNNY KIDD & THE PIRATES Ником Симпером, вокалистом Родом Эвансом и барабанщиком Иэном Пэйсом, выступавшими с THE MAZE. Группа была окончательно сформирована в марте 1968 года и в течение нескольких выходных отыграла свой дебютный тур, во время которого первоначальное название ROUNDABOUT было заменено на DEEP PURPLE. В мае за один уик-энд был записан первый альбом.

Теперь об этом частенько не задумываются, но за девять месяцев они записали три студийных альбома и один неальбомный сингл.

Плодотворно? Не то слово.

Некоторые музыкальные критики охарактеризовали их как «недостаточно чётко ориентированных». В реальности же группа пока что только пыталась создать абсолютно новое звучание, которое работало бы практически с любыми жанрами музыки и не ограничивало бы их определенными направлениями.

И первый успех им принесла поп-музыка. Дебютный сингл Hush стал хитом в США и вошел в пятерку лучших песен Billboard. Вскоре после этого их первый альбом Shades Of Deep Purple попал в чарты альбомов. На октябрь 1968 года запланировали большой тур по Америке, и к этому моменту уже был записан и быстро выпущен второй альбом The Book Of Taliesyn.

Род Эванс
Род Эванс

Основная формула была взята из первого альбома. Кавера в стиле группы VANILLA FUDGE - расширенные по отношению к оригиналу, обязательно замедленные и хитро закрученные, классические интерлюдии и авторские произведения, переполненные различными музыкальными идеями, абсолютно непохожими друг на друга и практически любыми, какие только можно было воплотить. Однако музыка стала гораздо более бескомпромиссной и это противоречило тому, что многие уже зачислили их в список поп-групп.

Синглы второго альбома - Kentucky Woman и River Deep, Mountain High - имели некоторый резонанс, хотя и меньший, чем Hush, причём второй добрался в чартах США до более высоких позиций, нежели классическая версия River Deep Айка и Тины Тернер.

Что же касается живых выступлений DP, то Tetragrammaton сделал все возможное, чтобы обеспечить группу очень престижным концертным дебютом в США. 18 октября 1968 года PURPLE разогревали CREAM в рамках их прощального тура по Америке. Шоу состоялось в калифорнийском Инглвуде.

Во время своего первого живого выступления на американской земле DP сделали черно-белую видеозапись. Задача состояла в том, чтобы после проанализировать выступление группы на сцене.

Заодно было решено проверить новое приобретение - первый в мире «домашний» видеомагнитофон Sony 1968 года и портативную видеокамеру. Вскоре после шоу Tetragrammaton воспроизвели для группы 50-минутную запись, однако вопреки задуманному, никто не смог ничего проанализировать.

Видеомагнитофон и видеокамера Sony
Видеомагнитофон и видеокамера Sony

Картинка представляла собой сплошной серый туман, в котором с трудом можно было рассмотреть расплывчатые фигуры. И всякий раз, когда они двигались, происходило раздвоение, что еще сильнее ухудшало восприятие.

В итоге всё оказалось не так уж плохо, так как сопровождающая видео аудиозапись получилась вполне удачной, но новые злоключения начались, когда в 1970-м Warners приобрели Tetragrammaton, и кассета отправилась в мусорный контейнер... К счастью, ее спасли, и в конце концов она попала на фирму DPAS. Копия этой плохого качества записи просочилась на японский бутлег-компакт-диск.

Звуковая дорожка приемлемого качества реализована в 2002 году как Inglewood – Live in California. Эта запись имеет реальное историческое значение, поскольку сохранилось очень мало записей живых выступлений Mk 1. Что касается фактического качества звука, то Purple Records объясняют, что «вы быстро свыкнитесь с атмосферой небольших искажений, там в один или два тихих момента слышно то, что говорили в зале».

Это правда, и звук, конечно, заметно лучше, чем на бутлеге. Качество достаточно хорошее, чтобы слушать его с удовольствием, но если вы ожидаете Hi-Fi стерео, то этого там нет.

Hush близка к альбомной версии, но, пожалуй, исполнена более энергично и можно наслаждаться импровизацией Джона Лорда и блэкморовскими вставками в течение всей песни. В Kentucky Woman вокал немного перегружен и слышно, как Род Эванс изо всех сил пытается попасть в припев в конце, но песня была хорошо принята публикой. Далее группа погружается в слегка диссонирующую Mandrake Root.

Хриплый голос Рода может показаться несколько странным после стольких лет, за которые мы привыкли к мощности Иэна Гиллана. Песня представляет собой сильно расширенную студийную версию, хотя до концертных излишеств MkII ей далеко. Но вообще очень интересно, что есть некоторое сходство с тем, что в конечном итоге реализуется в живое исполнение Space Truckin'.

Help с точки зрения исполнения плотная и энергичная, хотя вокал вновь не везде хорош, попадания мимо нот сложно не услышать. В середине песни это уравновешивается мощной инструментальной атакой с великолепными пассажами Джона Лорда, хотя за этим следует не совсем понятное короткое соло Блэкмора.

Блэкмор
Блэкмор

Wring That Neck. Блэкмор наворачивает по полной и при этом удерживает тему в каких-то только ему понятных рамках, чтобы всё не превратилось в полный хаос. Пэйс, как всегда, очень точен. Этот драммер на протяжении многих лет поражал своей игрой других барабанщиков, и уже в 1968-м он терзает барабанную установку также безудержно, как и в более поздние годы. И здесь он руководит всем, возвращая тему в правильное русло после пассажей Блэкмора.

River Deep, Mountain High в музыкальном плане довольно близка к оригиналу, но звучит явно более жестко, отклоняясь от более попсового звучания оригинала из Book Of Taliesyn.

Завершает сет Hey Joe, в музыкальном плане все на месте, хотя звук немного слабоват. Род вновь проигрывает остальным участникам группы.

В целом запись уникальна с точки зрения понимания возможностей группы на этом этапе ее развития.

Шло время, и продажи в США начали падать - неальбомный сингл Emmaretta в начале 1969 года не пошел вообще.

И несмотря на широкий спектр интересной и сложной музыки, их третий альбом (одноименный Deep Purple) не стал шагом вперед в плане популярности группы, и состав, записавший его, к моменту его выпуска в июле стал историей.

В мае 1969 года Пэйс, Лорд и Блэкмор сделали решительный шаг и сконцентрировались на все более доминирующих элементах хард-рока и классики в своей музыке, оставив в прошлом поп-музыку и коммерческую составляющую и нацелившись на британский и европейский рок. Часть материала из более ранних альбомов хорошо сочеталась с мастерством инструментальной импровизации музыкантов группы, но требовались и новые, более динамичные песни.

Симпер и Эванс стали не очень подходящими для группы и нужно было найти им замену. Раскол был далеко не однозначным, и Симпера, и Эванса очень долго держали в неведении относительно их будущего в PURPLE. Даже после того, как их заменили на Иэна Гиллана и Роджера Гловера из группы EPISODE SIX, и эти двое приступили к записи и репетициям с группой, Симпер и Эванс некоторое время продолжали играть с Deep Purple на концертных площадках.

После завершения существования Mk I Эванс вместе с бывшими участниками IRON BUTTERFLY собрал отличную американскую группу CAPTAIN BEYOND, а Симпер сформировал британскую рок-группу WARHOUSE, которая пыталась идти по следу DEEP PURPLE Mk 2.

Читать также: