История с ретро-трамваями началась в апреле этого года, когда впервые было заявлено, что Нижний Новгород закупает к своему 800-летию одиннадцать трамваев, которые будут курсировать по городскому кольцу, по маршруту №2, привлекая внимание туристов и рассказывая пассажирам о городе.
Понятно, что ретро-трамваи стоят чуть больше, чем обычные, в целом это более 700 миллионов рублей. Сразу возникли вопросы по поводу рациональности такой закупки.
Но надо сразу отметить, что многих вводит в заблуждение само название «ретро-трамвай» – людям кажется, что речь идет о старой, может быть, подновленной технике. На самом же деле, на «Уралвагонзаводе» выпускают самые современные трамваи, которые лишь облечены в ретро-оболочку – они стилизованы под первые трамваи. Почему Нижнему потребовались именно такие?
В 2021 году исполняется 125 лет появлению первой трамвайной линии в России. В 1896 году здесь, на Всероссийской ярмарке был пущен первый электротрамвай. Чтобы подчеркнуть, что Нижний Новгород – первопроходец на этом пути, и были выбраны ретро-трамваи.
К сожалению, за предыдущие десятилетия трамвайная сеть в нашем городе была практически уничтожена. Из четырех мостов трамвай ходит только по одному, связывая две части города. Остальные линии тянутся одна вдоль Оки от Московского вокзала к Автозаводу, другая – практически вдоль волжского берега в сторону Сормова, третья – от площади Лядова до Мызы. Плюс городское кольцо. Вот и все наши трамвайные пути.
При этом как бы мы ни развивали метрополитен, он не сможет заменить трамвай, поскольку сеть московских масштабов создать не удастся – для окупаемости метро нужны совсем другие пассажиропотоки. Поэтому его роль должна быть очень простой – подвоз населения к ключевым пересадочным узлам. Такими узлами сегодня является конечная «Парк культуры» на Автозаводе, станция «Московская».
Такой точкой должна стать и станция «Сенная» - там будет целый транспортный хаб: автобусы, трамваи, канатная дорога и другие виды транспорта. Вынесение этого хаба за пределы исторической части города снизит нагрузку на нее, перенаправив маятниковое перемещение населения между верхней и нижней частями города.
Что касается ретро-трамвая, то это не просто дань истории, а еще и возможность дальнейшего воплощения в жизнь идеи превращения Нижнего в один из крупнейших туристических центров России. В ходе празднования 800-летия нам удалось сделать в городе многое для привлечения туристов. И сейчас туристический поток, даже несмотря на пандемию, достаточно высок – порядка двух миллионов в этом году. И он будет только нарастать.
Также в регионе развивается еще целый ряд центров, туристические потоки в которые не смогут пройти мимо Нижнего Новгорода. Это саровско-дивеевский куст, Семеновский и Городецкий районы с народными промыслами. Таким образом, потенциал Нижнего как туристического центра повышается.
Подписанное премьером Мишустиным постановление означает, по сути, возврат практически в полном объеме городу затрат на ретро-трамваи, которые будут способствовать повышению интереса к истории города не только у нижегородцев, но и у жителей области, многие из которых не знают нашей истории. Это не только возможность прокатиться на ретро-трамвае, но и возможность посмотреть на исторический центр города.
Немаловажно и то, что второй маршрут трамвая может окупить себя лишь благодаря туристическому потоку, привлеченному в исторический центр. Основные исторические объекты, которые реставрировались, реконструировались или создавались вновь, находятся именно в историческом центре. Ретро-трамвай свяжет их в одно целое и позволит получить о городе целостное представление, и поможет горожанам взглянуть на Нижний Новгород по-другому. Я в этом совершенно убежден.
Александр Суханов, политолог