ЖИТЬ В БЕЛГРАДЕ…
Вступительное слово.
Уважаемый читатель, я лично буквально навязал нашей замечательной редакции традицию, которую некогда подчерпнул из старейшего сербского издания «Политика». Так вот, традиция эта заключалась в публикации некоего литературного опуса или по крайней мере фельетона всякого воскресенья. Как правило, это был какой-то из множества прекрасных сербских писателей, и единственный и неповторимый для периодического листа, Капор. Знаете, вот как-то уж повелось, есть писатели бульварные, имеются академические или там нобеляры… а Момо – газетный, не даром он почти всегда с ней и ходил, прям в кармане пальто неизменно.
И шуршал подобно всем сербам с определенного возраста в кафане, с таким важным видом, будто разворачивает меморандум мирового порядка. И первый текст, с которым я вас познакомлю будет о главном городе на земле, в понимании нашего газетного писателя.
ЖИТЬ В БЕЛГРАДЕ…
Значит, пить мутную воду с привкусом Шливы. Кажется, что пары ракии от этого фрукта настолько въелись в воздух над серо-белым городом, что даже выпадающие осадки, которые тут, кстати, не редки отдают парами алкоголя с характерным сладким запахом.
Жить в Белграде, значит, на рынке платить вдвое выше, чем в любом другом городе. Утверждает Момо, и я не могу с ним не согласиться. Да, Белград душевно открыт, но тот ещё хапуга при случае)
Платить штрафы за паркинг, и переход улицы не по переходу, платить за цветы, которые в других местах растут даром. Платить налоги на налоги, платить, платить, платить. Продолжает сетовать писатель.
Жить в Белграде, значит, непрестанно извиняться перед теми, кто в нём не живёт. О, да, это верно. Как же селяне любят сказать с укоризной: «Вот вы в Белграде». При этом вся Сербия, за исключением, пожалуй, Нови Сада, это одно большое село с райцентром – Белградом. При этом он столица не только для одной Сербии, но всей бывшей Югославии, как прежде, и даже больше, сюда можно добавить и Албанию и Болгарию, и даже Грецию! Какие там Афины?! Вот он – Балканский Рим, гордый, неколебимый, только, пожалуй, немного усталый и грустный. Всё до самого Стамбула, нет ему равных на этих просторах. Вы можете найти самого радикального хорватского националиста, который люто будет ненавидеть сербов, но Белград он будет посещать, а то и жить в нём, ибо иначе здесь никак.
Белград, по мнению Момо, похож на все другие столицы мира:
У него есть Народное Собрание, в которое нельзя войти; есть Белый двор, который нельзя даже посмотреть… так он писал. Что ж, теперь такая возможность появилась. И вода стала чище с тех пор, как он сетовал: Есть две великие реки, но купаться в них нельзя, из-за заразы. Ныне на одном пляже Аде Цингалии купальщиков всякое лето больше, чем во всей Черногории.
А ещё у него есть подземные туннели, но нет метро. Надавливает Капор на полувековую болячку Белого града, иссечённого глубоко в земле чёрными проходами, пещерами, подпольями. И турки, и Тито, подобно другим социалистическим диктаторам, любил копать… Тем не менее, стоит отметить, что пара станций подземной дороги в городе всё же есть и сегодня служат продолжение пути электрички. А с 2028 они обещаются таки стать частью первой настоящей ветки, соединяющей районы Железник и Мирийево через 21 станцию. Что ж посмотрим, это не первое обещание, в Белграде вообще привыкли к обещаниям, которые необязательно исполнять.
Жить в Белграде, значит, с философским видом смотреть, как вчерашняя старлетка, покупает родовое гнездо аристократов. И как у пьяного француза цыганенок выуживает портмоне.
И, тем не менее, это Город с большой буквы. Сюда едут отовсюду бывшие школьники, чтобы стать студентами. Все актеры мечтают сыграть на его помостах. Все ипохондрики желают попасть в его больницы. Все гурманы на его поруганный роштиль, все воры, на его вокзалы, все ку.. ы в его отели.
Белград шумит, гремит, ругается в пробках, торгуется на рынках, торопится у касс. Хмурый и серый снаружи. Но внутри тёплый, что ракия от шливы по венам.
Я уже даже и не вспомню, где здесь кончается перевод Момо Капора и начинаются мои вольно вплетения. Кланяюсь, дорогой читатель, и подчёркиваю, что не смотря на всё быть может неприглядно сказанное, Белград, гостеприимен, увек сте добродошли!
Добрыня Балканыч
#Сербия
#переводы
#литература
#жизненная история
#столицы