Дорогие читатели продолжим обсуждение актуальной проблемы современного образования. В предыдущей статье мы рассмотрели пять основных причин, которые очень сильно влияют с отрицательной стороны на образовательный процесс, на примере среднего общего образования. Были предложены пути решения двух проблем (избыточность преподнесение информации). Хочу отметить, что проблемы высшего профессионального образования аналогичны (идентичны) проблемам среднего общего (специального) образования. Единственное различие заключается только в сложности (трудности) освоения учебного материала, ведь он требует более усердной работы и затрачивает на много больше мыслительных «ресурсов» для того, чтобы прийти к пониманию изложенной информации. Также нельзя не отметить, что основа высшего профессионального образования – это самостоятельная работа, в то время как в среднем общем образовании преподаватель буквально «разжевывает» всю информацию обучающимся.
И так осталось рассмотреть три оставшиеся причины, влияющие на регресс образования:
- 1. важность изучения дисциплин;
- 2. оценки важнее знаний;
- 3. шаблонное обучение.
Отталкиваться буду как от своих суждений (понимания проблемы), так и высказываний научных деятелей нашей современности. Свое мнение я вам не навязываю, принимать или не принимать мои видения зависит только от Вас самих. Надеюсь, что кто-нибудь найдет для себя ответы в этой статье, узнает, что-то новое и интересное или просто посчитает эту информацию полезной.
1. Важность изучения дисциплины.
Как я писал ранее, не все дисциплины столь важны для изучения и это факт. Задайте себе простой вопрос «как много учебных дисциплин пригодилось мне в будущем?» и каждый даст себе такой ответ «конечно же, малое количество». Обучающимся дают просто "голую" теорию без подкрепленной практики в итоге такие знания тяжело закрепить.
Больше всего я склоняюсь к методам обучения, предложенные Илоном Маском, так предприниматель отзывается о традиционных методах современного образования:
Самый эффективный способ закрепить изученное — практика. Вместо того чтобы рассказывать ребенку о том, какие бывают инструменты и для чего они нужны, в школе Маска им дают двигатель и просят его разобрать.
«Решение абстрактных задач не приносит пользы, дети не понимают, зачем им это нужно, и не запоминают. Их мозг просто отсеивает лишнюю информацию», — говорит Илон Маск. Школьники просто не видят смысла в этих сложных уравнениях, где, помимо цифр и переменных, ничего нет. В качестве альтернативы детям дают реальные задачи: создать что-то, починить, выяснить эффективные способы решения жизненной ситуации.
И ведь это действительно так, в чем вообще заключается важность изучения дисциплин, если даже на практике мы не используем получаемые знания. Как я писал ранее "нет показанной цели и практической работы изучаемой дисциплины - это бесполезная информация, которая просто через время забудется". Так, что стоит задуматься об этом.
По моему видению будущее нормальное среднее общее образование должно быть направлено конкретно на каждого обучающегося, каждый должен совершенствоваться в том, что ему интересно, изучать те дисциплины, которые действительно пригодятся для будущей профессии. Преподаватель должен раскрыть эту самую изюминку в ученике, направить его и раскрыть его таланты. И когда человек действительно заинтересован в изучении того, что ему нравится, когда у него есть цель и стремление только тогда он добивается успеха и становится первоклассным специалистом. В наше же время специалистов своего дела практически не найти, будь это медицина или сфера услуг, кругом одни безграмотные люди.
Скажу, что половину преподаваемых дисциплин в средней образовательной школе мне просто на просто не пригодились, те дисциплины, которые мне не нравились я просто зубрил, чтобы получить нормальную оценку и через время забывал, а в будущем в общем не пригодились. И в чем тогда смысл образования?
2. Оценки важнее знаний.
Система оценок чаще всего формируют искаженную систему ценностей, для обучающегося оценка превыше реальных знаний и это факт. У меня в дипломе по окончанию среднего общего образования много отличных оценок по тем дисциплинам, которые я в целом по настоящему знаю удовлетворительно. И это касается большинства людей, просто не все это признают (пытаются быть идеальными на фоне других).
Так в школе Ad Astra, принадлежащей Илону Маску обучающиеся получают оценки не за правильное решение задачи, а за реализацию своих идей. Кто-то делает сайты, кто-то печет пирожки. Каждый имеет возможность сделать что-то и узнать, насколько это ценно.
Оценка не показатель знаний человека, но многие к сожалению смотрят только на то, что стоит в дипломе, какой средний балл и так далее. На личном опыте скажу одно, общаясь с многими такими отличниками на разные темы, сразу можно сделать вывод о качестве их знаний в целом. По мне так своими оценками "можете подтереть себе пятую точку" это все фикция. Как много людей вы знаете, которые благодаря своим оценкам достигли желанного, то что действительно желали, а не то что пришлось делать от безысходности? Да практически единицы. Достигают многого те кто не занимались глупой зубрешкой, а делали, то что угодно их душе, ведь не зря говорят, что троечники более счастливые нежели отличники и в жизни все у них гораздо проще.
3. Шаблонное обучение.
Шаблонное (стадное) обучение и мышление это самое смешное и нелепое, с чем приходится сталкиваться. Нас учат по каким то стандартам, но стоит только решить поставленную задачу по другому вы сразу услышите "я так не учил, это не правильный метод решения" или начнется тысяча и один бессмысленный спор с преподавателем, который не к чему не приводит. Честно мне от этого смешно и в то же время грустно. К чему нас привели тесты, они просто погубили наше образование. Обучающиеся не умеют думать, но за то умеют подчеркивать правильный ответ. Когда я сдавал единые государственные экзамены в 2015 году, на многие вопросы, ответов на которые не знал я просто отвечал с помощью "шаманизма" и на удивление ответы были верные (теорию вероятности никто не отменял). Вот вам и стандарты прекрасного обучения. На протяжении двух последних классов обучающихся тупо готовят к решению тестов по заранее разработанным вариантам решения задач.
Помню первую пару в высшем учебном заведении по дисциплине "математический анализ". Преподаватель в тот день знакомился с нашей группой и спрашивал каждого какая оценка была по математике в школе и на какое количество баллов сдали экзамен по его дисциплине. Все с гордостью отвечали, что знают математику на отлично или хорошо, а показатели баллов выше среднего. Так доходит очередь до меня и я отвечаю, что в школе знал данный предмет хорошо, а единый государственный экзамен сдал на 70 баллов, после этого мне задается следующий вопрос "на какую оценку вы рассчитываете сейчас" на, что я отвечаю "конечно же на оценку хорошо". После этих слов преподаватель вызывает меня к доске и записывает уравнение и говорит "тогда реши мне это уравнение и докажи". Я приступаю к решению и уже на середине просто "завис", а преподаватель с усмешкой говорит всем "вот ваши шаблонные знания, стоит сделать шаг влево или вправо и ничего не знаете". Вот такой жизненный пример и ведь это касается каждого.
Вот и подошел конец моей статьи и пора подвести итоги.
Подведя итог касаемо важности изучения дисциплин я склонюсь к словам Илона Маска:
«Кто-то любит математику, кто-то - языки или музыку. Правильнее будет основывать программу, опираясь на интересы ребенка, а не заставлять его проходить заранее написанную».
Оценки - это фикция нужно оценивать не решение задачи, а личные достижения и реализацию идей.
Шаблонное обучение надо искоренять иначе регресс нашего общества в разных сферах деятельности не избежать.
Надеюсь Вам понравилась моя статья, подписывайтесь на мой канал, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте и предлагайте какие проблемы современности нам вместе обсудить и разобрать.