В 2025 г. Европейский союз готовится к новому расширению. Черногория – страна-кандидат №1 на вступление в ЕС. На протяжении более чем 10 лет черногорские политические элиты заявляют о своей приверженности евроинтеграционному устремлению страны. После Brexit 2020 г. у Подгорицы появилась возможность занять 28 место бывшего члена Евросоюза Великобритании.
Сегодня ваимодействие Черногории и ЕС происходит в рамках платформы Берлинский процесс и саммитов ЕС-Балканы. В контексте данных проектов Европейский союз сопровождает страны Балканского полуострова в их усилиях стать членами Евросоюза, преобразовать реформы под европейские стандарты, развить балканскую инфраструктуру, транспорт и энергетику.
Европейские компании находят выгодным вступление Подгорицы в ЕС для большего инвестирования, развития бизнеса, создания рабочих места и одновременно наращивания экономического потенциала в Черногории.
Кроме этого, Еврокомиссии льстит, что на пути вступления в ЕС, Черногория присоединилась к антироссийским санкциям, а значит государство готово придерживаться европейской внешней политики ЕС. Добавим, что еще с 2017 г. Черногория имеет официальный статус полноправного члена НАТО.
Тем не менее, некоторые страны-члены ЕС опасаются наплыва к себе трудовых и прочих мигрантов с Юго-Восточной Европы. Так как уже сегодня с Западных Балканах наблюдается эмиграция в Германию и скандинавские страны. Вступить в ЕС хотят все граждане Черногории, однако есть сомнение, что, скорее всего, правительство может не успеть привести законы в соответствие с необходимым европейским стандартам к 2025 г.
Главная проблема Черногории на пути в ЕС – европейские требования по ряду реформ не выполнены:
- поддержание принципов демократии и верховенства права
- реализация на практике европейских ценностей
- интеграция всех правовых норм ЕС в отечественное законодательство
- борьба с коррупцией и организованной преступностью
- увеличение конкурентоспособности
- предоставление свободы средств массовой информации
- поддержание экономического и политического развития.
Тем не менее, если сравнивать с другими неинтегрированными в ЕС государствами Западных Балкан, Черногория является бесспорным лидером. Ряд противоречий Балканских стран:
- Албания — албано-греческий конфликт за Северный Эпир;
- Северная Македония — споры Северной Македонией с Болгарией и с Грецией из-за этнически невыраженного местного населения и греческой исторической области;
- Сербия — отрицание признания международно-правового статуса республики Косово;
- Босния и Герцеговина — противостояние внутриконфессиональных общин: сербов, боснийцев, хорватов.
На сегодняшний день Еврокомиссия сменила позицию с полного расширения на наращивание уровня жизни и экономической составляющей в уже интегрированных в ЕС странах. Идея включения Западных Балкан в ЕС для членов объединения не является актуальной, так как их включение стратегически ничего не меняет и приносит только дополнительные расходы.
Однако, терять европейское влияние в этом регионе Евросоюз не намерен. В ЕС опасаются, что страны Западных Балкан могут попасть под зависимость от России и Китая. Ведь сегодня присутствие Москвы и Пекина обуславливается поставками вакцинной дипломатии, строительством инфраструктуры и экономическим, энергетическим и культурным развитием в регионе.
Таким образом, ожидается, что регион Западных Балкан останется периферийной зоной и в ближайшее будущее прогресса в интеграционном направлении не будет. Стабильная поддержка их присоединения сохранится, однако вход в состав объединения останется приостановленным. Мы можем прогнозировать, что к 2025 г. Черногория все-таки не успеет войти в полноправное членство в Евросоюзе, но исключать тот факт, что это будет следующий новый член ЕС, не имеет смысла.