На вершине небольшого кисловодского холма, который местные жители называли Ребровой балкой, в начале XX века заложили первый камень будущего храма. Средства на строительство собирали всем миром, батюшка благословил на богоугодное дело архитектора Волкова и тот спешно приступил. Однако, дела шли не очень хорошо, денег не хватало, строительство сильно затягивалось. Первая служба здесь прошла лишь в 1912 году.
Новый семнадцатиметровый храм был построен в классическом стиле русской эклектики из красного кирпича с богатым барельефным декором.
Приход был двухярусный с луковичными главами. Его хорошо было видно из любой точки города. Несмотря на то, что церковь освятили в честь святого Пантелеимона, в народе все ее называли «красной». Дело вовсе не во внешней отделке. Так кисловодчане восхищались красотой храма.
Красная долгожданная церковь была очень популярна у прихожан. Особенно ее любил Федор Иванович Шаляпин, который, кстати, стал главным жертвователем храма. Великий бас России летом приезжал на Воды на свою дачу и как человек набожный, посещал все воскресные службы в Красной церкви и даже пел в церковном хоре.
В 1918 году здесь крестили новорожденного мальчика, которому суждено будет стать лауреатом Нобелевской премии получить всемирное признание. Мальчиком был Александр Исаевич Солженицын, который родился в кисловодском доме своего деда и до шести лет жил у тетушки Марина Гориной и часто посещал Пантелеимоновский храм.
В тридцатых на храм обрушились небывалые испытания. Советская власть сначала сорвала и уничтожила луковичные купола, потом устроила общежитие для рабочих, а после для медиков-студентов. В 1965 на вершине Ребровой балки не оставили камня на камне. И в завершение кардинальной расправы устроили здесь сначала танцевальную площадку, а потом и вовсе городскую свалку.
Красная церковь осталась только в памяти тех, кто ходил сюда на службы с самого раннего детства. 9 августа 94-го года, в день, когда церковь чтит Святого Пантелеимона здесь был установлен памятный крест. Еще через пару лет, вновь прихожане объединились в воссоздании храма. Здесь возвели часовенку. История повторялась. Опять на строительство чего-то большего не хватало средств. И вновь, на помощь церкви пришли меценаты. Выделили деньги, подняли старинные чертежи и стали восстанавливать Красную церковь.
Сейчас, как и век назад, купола храма величаво возвышаются над Ребровой балкой, а небольшая галерея у прихода рассказывает о ее сложной истории и великих людях, которые всей душой любили свою красивую церковь.
Валерия Поддаева