Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Западные эксперты о том, что на Украине рождается новая кровавая Европа

Пока западный мир с поразительной степенью лицемерия наблюдает за тем, как разгорается новая мировая война на Украине, лидеры стран успокаивают себя тем, что ситуация пока не переросла в полномасштабную бойню. Тем не менее, похоже, что российское и украинское правительства понимают ситуацию не одинаково. Даже после затяжной дискуссии между Владимиром Путиным и Джо Байденом, когда президент США, по всей видимости, заверил российского лидера, что он поддержит снижение напряженности в регионе, российские войска продолжают наступление на оспариваемую границу с восточной Украиной.

Между тем Украина якобы пошла на провокационный шаг, разместив один из своих кораблей возле российских берегов в Керченском проливе. В ответ Москва приказала закрыть Керченский пролив. Керченский пролив крошечный, но стратегически важный водный путь, который соединяет Украину с Азовским морем. Россия контролирует этот водный путь. Лишая Украину доступа к проливу, Москва фактически блокирует единственный морской путь страны за пределы региона. Чтобы было ясно: действия России незаконны в условиях международного права, хотя оно уже очень устарело.

Но что может сделать Украина против российской военной машины - даже с ее новой модной военной техникой НАТО? Что еще более важно, какого черта Организация Североатлантического договора хочет рисковать войной с Россией из-за Украины? Решение вести себя провокационно по отношению к российским войскам в Керченском проливе со стороны Украины было принято вскоре после продолжительного телефонного разговора между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом Байденом.

Некоторые инсайдеры, знакомые с призывом, уточнили, что, вопреки их публичным заявлениям, администрация Байдена молчаливо соглашается с режимом Путина: Восточная Украина должна быть нейтрализована как точка спора между двумя ядерными державами. Чтобы добиться этого, прозападное правительство в Киеве должно уступить свои претензии на восточную Украину, чего Москва желает с тех пор, как она незаконно аннексировала Крым у Украины в 2014 году. Вашингтон не стремится к тому, чтобы Россия захватила всю Украину. Но, похоже, что в Вашингтоне появились люди, которые понимают, что единственный способ избежать войны - это полностью решить вопрос о восточной Украине за дипломатическим столом.

Любой отказ Вашингтона и Брюсселя встать рядом с Украиной в горниле этого конфликта будет воспринят остальным миром как дополнительное доказательство бесполезности американских гарантий безопасности. Годы безрассудного позирования и газлайтинга Киева со стороны менее преданных делу западных правительств перед лицом большого ирредентистского соседа России привели к этому печальному моменту в истории западного альянса.

Конечно, то, что Путин и Байден предлагают в качестве решения украинского затруднительного положения, является ужасной сделкой для правительства в Киеве. И отчаявшееся правительство Украины просто может решиться на последний бой перед лицом нападения России, спровоцировав войну между двумя сторонами и, возможно, начав европейский конфликт, который быстро перерастет в мировую войну.

Но мира еще нет. Безусловно, Украина заслуживает большего, чем судьба, на которую география обрекает свой доблестный народ. К сожалению, география - это судьба. Мало кто в НАТО желает - или даже может - вести войну от имени Украины против обладающей ядерным оружием России. Тем не менее, западные правительства продолжают бить себя в грудь, противопоставляя себя российскому автократу, у которого больше ядерного оружия и танков, накопленных против Европы, с которыми он даже не знает, что делать.

Мир снова оказался в затруднительном положении, аналогичном тому, что было во время подготовки к Первой мировой войне: его возглавляют государственные деятели прошлого века, которые совершенно неправильно понимали природу, скорость и жестокость новой эры войны. Просчетов будет предостаточно. То, что в Вашингтоне считают третичным вопросом между Россией и Украиной, который должен быть решен с помощью обычного сочетания кнута и пряника, в Киеве и Москве - это вопрос национального выживания и престижа. Это также семейное дело между двумя враждующими группами в большом славянском сообществе.

Когда на кону страх, честь, кровь, интерес и амбиции - важнейшие составляющие человеческих дел, - не ждите, что причина конфликта будет всем ясна. И пока различные западные правительства «сигнализируют» о своем стремлении к войне против России, многие из тех же правительств (например, Германия) радостно восприняли Россию как жизненно важного торгового партнера.

Россия расположена на вершине настоящего моря природного газа и нефти, и Москва должным образом воспользовалась этой позицией. Российский природный газ наводняет Европу, даже, несмотря на то, что различные правительства пытаются твердо придерживаться линии Вашингтона. В конце концов, Германия и остальная часть Европы слишком зависят от российских энергоносителей, и маловероятно, что большинство из этих правительств рискнет своим доступом к надежным источникам энергии ради Украины.

Так что реальные изменения в Европе уже происходят. Кризис на Украине только ускоряет эти изменения, которые не принесут Америке геополитической выгоды, как бы Вашингтон ни бил себя в грудь. Потеря восточной Украины в пользу России либо в связи с непосредственной войной, либо в результате затяжных дипломатических переговоров, которые, как надеется Байден, последуют в наступающем году, скорее всего, станет свершившимся фактом. И позиции Америки в Европе так, или иначе будут безвозвратно потеряны.

Возникает вопрос: какую цену Запад готов заплатить за отсутствие стратегии в течение более семи лет в отношении Украины? Стоит ли Украина новой мировой ядерной войны? Так или иначе, но Европа близка к ней. Эта Европа будет гораздо более кровавой и разделенной, чем Европа последних нескольких десятилетий. Она также будет отличаться от всего, к чему Вашингтон привык после окончания холодной войны.

Вашингтон воспринимает Европу как должное и годами тупо изображает Россию великим злодеем нашего времени (это, конечно, проблема, но не великий злодей и Китай). Теперь, когда Москва принимает роль, которую создал для нее Вашингтон, а Запад совершенно не готов к свирепой агрессии России против Украины, остается только ответить на вопрос: какими станут Россия и Европа в следующее десятилетие?

БРЭНДОН ДЖ. ВАЙХЕРТ, бывший сотрудник Конгресса США, магистр государственного управления и национальной безопасности Института мировой политики в Вашингтоне