Найти в Дзене

Новгородские мореходы на своих кочах плавали по бурным Белому и Мурманскому морям.

Новгородские мореходы на своих кочах плавали по бурным Белому и Мурманскому морям. Они побывали на острове Грумант (древнее русское название Шпицбергена) за несколько столетий до Баренца, которому буржуазные историки приписывают заслуги открытия Шпицбергена. Новгородцы плавали по Ладоге, Неве, Финскому заливу. Они неоднократно отражали нападения шведов и немецких псов-рыцарей, стремившихся захватить русские земли. В истории борьбы Новгорода против иноземцев значительную роль играл русский военный флот. Однако буржуазно-дворянские историки, игнорируя бесспорные факты в угоду иностранцам, утверждали, что в Новгородской земле и вообще на Руси флота до Петра I не было. «В конце концов мы приходим к заключению, — пишет Е. Квашнин-Самарин, — что Новгород не имел морского флота, ни военного, ни коммерческого» В самые тяжелые периоды истории нашей Родины любовь и интерес русских люДей к морю не ослабевали. Так, в эпоху татаро-монгольского нашествия поморы продолж али совершать сме

Новгородские мореходы на своих кочах плавали по бурным Белому и Мурманскому морям. Они побывали на острове Грумант (древнее русское название Шпицбергена) за несколько столетий до Баренца, которому буржуазные историки приписывают заслуги открытия Шпицбергена. Новгородцы плавали по Ладоге, Неве, Финскому заливу. Они неоднократно отражали нападения шведов и немецких псов-рыцарей, стремившихся захватить русские земли. В истории борьбы Новгорода против иноземцев значительную роль играл русский военный флот. Однако буржуазно-дворянские историки, игнорируя бесспорные факты в угоду иностранцам, утверждали, что в Новгородской земле и вообще на Руси флота до Петра I не было. «В конце концов мы приходим к заключению, — пишет Е. Квашнин-Самарин, — что Новгород не имел морского флота, ни военного, ни коммерческого» В самые тяжелые периоды истории нашей Родины любовь и интерес русских люДей к морю не ослабевали. Так, в эпоху татаро-монгольского нашествия поморы продолж али совершать смелые плавания по Белому и М урманскому морям. Плавания в суровых условиях способствовали выработке героического характера русского народа. В центральной части русского государства в это время широко было развито судоходство по многочисленным рекам. В тяжелую пору татарского ига наш народ не только сохранил славные морские традиции, но и обогатился новым опытом в мореходном искусстве. С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием централизованного русского государства проблема завоевания выхода на моря и возвращения принадлежавших России земель, которые были захвачены шведами, польскими панами и немецкими рыцарскими орденами, приобрела первостепенное значение в укреплении русского государства. Выдающиеся деятели России XVI и X VII веков понимали, что без флота Россия не сможет сохранить положение независимой страны. Особенно энергично боролся за выход на моря Иван Грозный. В 1552— 1556 годах он ликвидировал Казанское и Астраханское ханства, представлявшие собой разбойничьи очаги, и тем самым нанес удар по захватническим планам турецких правителей. В результате присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московскому государству Волга на всем ее протяжении оказалась в руках России. По ней и Каспийскому морю русские купцы стали вести оживленную торговлю со странами Ближнего Востока. Во второй половине XVI века И ван Грозный предпринял практические шаги, направленные на завоевание выхода на Балтику. Разгромив на первом этапе Ливонской войны войска Ливонского ордена, он овладел значительной частью южного побережья Финского залива. В Нарве был создан торговый порт, ставший важным центром торгово-экономических связей России с западноевропейскими странами. Иваном Грозным была сделана попытка завести постоянный военный флот и создать для него военноморскую базу. Оценивая эту борьбу за выход на Балтийское море, К. М аркс писал: «Он был настойчив в своих попытках против Ливонии; их (И вана Грозного и П етра I. — В. Д .) сознательной целью было дать России вы ход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой. Вот причина, почему Петр I так им восхищался!».