Как живут женщины в странах с религией ислам, и почему многие считают их ущемленными в правах? Я разберу некоторые общеизвестные мифы и расскажу некоторые интересные факты по этой теме, о реальной жизни арабок.
Многоженство
Миф №1, это, бесспорно, дозволенное исламом многоженство. Однако никаких гаремов, о которых все слышали, уже давным-давно нет. Правоверному максимально разрешено иметь до 4-х жен включительно, но: во-первых, мусульманская религия требует от своих последователей одинакового отношения ко всем женам без исключения. Пресловутое «господин назначил меня любимой женой», разумеется, прямо запрещается постулатами ислама. Согласитесь, довольно сложно одинаково хорошо относиться к четырем разным женщинам.
Мусульманин обязан одинаково хорошо содержать всех своих жен без исключения, иначе его ждут серьезные проблемы с семьями недостаточно хорошо содержащихся жен, в каждой из которых есть решительно настроенные родственники мужского пола. А в дальнейшем – и с шариатским судом, который запросто может принять решение о серьезной материальной компенсации в пользу дамы.
Поэтому в настоящее время нормой в арабских семьях среднего достатка является обычный, привычный нам брак, который Конституция РФ определяет как «союз мужчины и женщины». Позволить себе вторую и так далее спутницу жизни может арабский мужчина с доходом очень сильно выше среднего (различные схемы, в т.ч. с участием иностранок, позволяющие арабским женихам сэкономить на брачных расходах, мы оставим за рамками нашего рассмотрения).
Махр
Миф №2, который, бесспорно, соответствует действительности - это существование явления, которое мусульмане в России называют калымом, а арабы – «махр».
Размер «махр» различается от страны к стране, и от одной социальной группы к другой. Например, в Египте размер калыма считается астрономическим, когда он достигает одного миллиона местных фунтов (ок. 60000$), но эта же сумма в ОАЭ считается вполне заурядной. «Махр»является финансовой гарантией, а его размер - важным индикатором серьезности намерений жениха и ценности невесты.
В шариатском семейном праве подробно разработаны правила уплаты «махр» и возможности сторон по распоряжению им. Так, «махр» состоит из двух частей: предварительной («мукаддам») и основной («муаххар»). «Мукаддам» вносится до брака, при помолвке. В случае расторжения помолвки по инициативе невесты «мукаддам» возвращается жениху, а при расторжении помолвки по вине жениха он остаётся у невесты.
«Муаххар» подлежит передаче стороне жены при разводе по инициативе мужа или доказанной в суде вине последнего. В арабском мире также распространены брачные контракты, так называемые «’укуд аз-заувадж», которые, помимо денежных взаимоотношений сторон, также регулируют такие важные права, как разрешение супруге работать, получать образование, выезжать за границу, возможность расторгнуть брак полюбовно, без тяжбы, и т.п.
В состав брачного договора в виде приложения входит подробный список предоставленного стороной мужа имущества и приданого невесты, которое муж должен вернуть жене в случае развода по его инициативе или вине. В целом принято, что сторона мужа предоставляет новой семье жилье и часть обстановки, а сторона жены – автомобиль, одежду, предметы утвари и основную часть мебели, но по договоренности возможны и другие варианты.
Развод
Многим известен миф №3 – о легкости развода в арабской семье по инициативе мужа. Якобы достаточно мужу-мусульманину трижды при свидетелях произнести особую формулу «талак-талак-талак», и по шариатским законом брак считается расторгнутым.
Данный миф не подтверждается сегодняшней практикой. Даже в Саудовской Аравии, живущей строго по шариату, и исповедующей самую ортодоксальную из версий («мазхабов») ислама, шариатский суд дает семьям по месяцу на примирение после произнесения каждой из частей этой формулы.
Хитрецам, пытающимся избавиться от своих благоверных по-быстрому, в шариатском суде объяснят, что тройной «талак», сказанный подряд, считается за один раз, и отправят еще месяц подумать.
Забавно, что с мифом №3 связан еще один, довольно остроумный, но в наши дни не имеющий к реальности никакого отношения. Якобы после произнесения троекратного «талак-талак-талак» бывшая жена обязана покинуть супружеское жилье и направиться в дом своих родителей «в чем была, когда ее брак был расторгнут», то есть в чем она была, когда услышала эту формулу.
Расхожая молва утверждает, что сметливые арабские барышни, будучи всегда в готовности услышать пресловутое «талак-талак-талак», никогда не снимают с себя все имеющееся золото и драгоценности, чтобы, по крайней мере, на первое время их материальные интересы не пострадали. Добавляют еще, что действительно существующая тяга арабских женщин к золотым украшениям, которые некоторые европейки могут посчитать нездоровой, проистекает отсюда же.
Суровая жизнь
Самые суровые установления, касающиеся женщин, как и было сказано – в Саудовской Аравии, где только в 2018 году королевским указом было разрешено дамам самостоятельно водить автомобиль. Ранее за эту неслыханную дерзость был предусмотрен реальный тюремный срок, замененный в 2011 году телесными наказаниями (как правило, десять ударов плетью) плюс штраф.
Приведем другие примеры строгости саудовских нравов, за соблюдением которых бдительно следит шариатская гвардия. Так, еще в начале этого века, до 2016 года согласно законам страны все женщины были обязаны жить и передвигаться за пределами дома вместе с мужчиной-опекуном (по-арабски «махрам», от корня «харам», означающего строжайший религиозный запрет, табу) — родственником мужского пола или мужем. Сейчас этот закон де-факто не действует, но пока он применялся, никакая женщина официально не могла заключать/расторгать брак, получать образование, передвигаться по стране, уезжать за границу, работать, открывать счета в банке, делать плановую операцию без согласия и присутствия мужчины-опекуна.
Другой пример – это существующая до сих пор в ряде городов Саудовской Аравии гендерная сегрегация, смысл которой - стремление отделить женщин от окружающего общества, чтобы те избежали какого-либо контакта с незнакомыми мужчинами, что является абсолютным «харам». Торжественные мероприятия проводятся, как правило, с разделением мужчин и женщин.
Большинство домов в Саудовской Аравии имеют отдельные входы для мужчин и женщин. Гендерная сегрегация имеет место и в общественных местах, по умолчанию отданных мужчинам, тогда как женщины должны находиться в так называемых специальных женских отделах, куда мужчины не имеют права входить. Общественный транспорт, пляжи, парки развлечений также разделены. Иногда школьники двух полов учатся в разное время, чтобы не пересекаться.
Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.