📅 Звуковой Календарь 24/01/2022
290 лет назад родился Пьер-Огюстен Карон, известный по фамилии Бомарше, которую он носил с 1757 г. Знают его, прежде всего, как автора комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», но интересы у него были разносторонними, а жизнь - полной авантюр.
Он родился в Париже в семье часовщика и впервые прославился, продолжая отцовское дело. В 1753 г. он изобрел механизм анкерного спуска, благодаря которому часы показывали время гораздо точнее. С этим изобретением связана и еще одна важная для Карона история.
Часовщик Люксембургского дворца Лепот заявил, что сам изобрел этот спуск, и двадцатидвухлетний Карон блестяще отстоял свое изобретение перед Королевской Академией наук. Благодаря этой победе Пьер-Огюстен забрал у соперника место королевского часовщика.
Своим умением делать изящные часы и природным обаянием молодой Карон заинтересовал королевский круг, а в особенности женскую его часть. В 1756 г. Пьер-Огюстен женился на богатой вдове Мадлене-Катрин Франке и получил поместье Бомарше, доставшееся ей от покойного мужа, а вместе с ним и свою знаменитую фамилию. Так талантливый часовщик стал дворянином.
Но судьба готовила для Бомарше очередной поворот. Не прошло и 10 месяцев после свадьбы, как его жена скоропостижно скончалась, оставив Пьера-Огюстена в горе, в одиночестве и под бременем долгов. Чтобы вернуть положение при дворе, он обратился к музыке: он отлично сочинял, играл на арфе, виоле, варгане, флейте, тамбурине. Талант изобретателя тоже пригодился - Бомарше изобрел педаль для арфы, которая используется до сих пор. Вскоре он стал незаменимым учителем и дирижером сестер короля, любимцем королевской семьи, хотя и завистников у него было достаточно. Интересно сегодня читать об их кознях: то подарили королевским дочерям по вееру с изображением участников концертов у принцесс, но «забыли» изобразить Бомарше, то распускали слухи о том, что он плохо обращается с отцом. Из обеих ситуаций Пьер-Огюстен вышел победителем.
К 1763 г. положение Бомарше упрочилось. Он купил дом, в который перевез отца и сестер, получил дворянство, в 1768 г. женился на богатой вдове Женевьев Мадлен Левек. По странному совпадению этот брак тоже продержался недолго из-за того, что жена умерла через несколько лет. В те годы Бомарше занялся драматургией, начав с «парадов» - фарсово-комических пьес. С 1767 г. ставятся его пьесы: сначала «Евгения», в 1770 г. «Два друга, или Лионский купец».
К 1773 г. Бомарше закончил первую свою знаменитую пьесу «Севильский цирюльник». К тому времени у него были большие проблемы в свете. Тяжба с графом Лаблашем в связи с получением наследства Жозефа Дюверне, финансиста и друга Бомарше, привела к тому, что несколько месяцев он провел в тюрьме, а представление «Цирюльника» запретили. В следующем году Бомарше и вовсе приговорили к публичному шельмованию, то есть, к потере гражданских прав. В этот период он написал свои знаменитые 4 книги мемуаров, которые помогли ему вернуть доброе имя. Премьера «Цирюльника» состоится только в 1775 г., а в 1776 г. Бомарше будет восстановлен в правах. К этому времени он вовлечен в политику, активно занимается публицистикой, выполняет дипломатические поручения и даже снаряжает корабли для отправки экспедиционного корпуса в Америку, в которой шла война за независимость. В 1778 г. Бомарше напишет второе самое известное свое произведение - пьесу «Женитьба Фигаро». Король Людовик XVI несколько раз запрещал ее постановку, и только в 1784 г. премьера состоялась, причем, первые сто спектаклей прошли с триумфальным успехом. В 1788 г. Бомарше женился в третий раз, на Марии-Терезе Виллермавлаз.
Жизнь Пьера Бомарше похожа на увлекательный роман. Не раз он оказывался в бедственном социальном и материальном положении (однажды к нему даже подослали убийц!), но снова и снова возвращал себе доброе имя и состояние. В 1787 году он купил у Парижа гектар земли и взялся за постройку роскошнейшего дворца, а уже в 1792 г. в его дом ворвались тысячи разъяренных человек, от которых он сбежал через подземный ход, после чего на несколько лет покинул Францию под угрозой расправы. В 1796 г. Бомарше вернется в Париж, где и проживет оставшиеся годы. И кто, если не он, глядя на свою жизнь, мог сказать:
«Я смеюсь в подушку, когда думаю, как все складывается в этом мире и до чего странны пути судьбы».
В своих самых известных пьесах «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» Бомарше наполняет традиционные театральные комедийные ситуации и типы свежим содержанием. Цирюльник Фигаро, герой этих пьес и протагонист в «Женитьбе», это поэт-авантюрист, напоминающий самого Пьера-Огюстена. Помимо художественной значимости этих пьес, велико было и их социальное значение, поскольку многими современниками они воспринимались ни много ни мало как революционные. Людовик XVI, запрещавший «Женитьбу», говорил: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию». А Наполеон называл ее «революцией уже в действии».
Сегодня мы предлагаем послушать фрагмент записи спектакля «Женитьба Фигаро», роли исполняют Б. Н. Ливанов и А. О. Степанова. Перезапись 1954 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/24-01-2022
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.