Найти в Дзене

Противотанковое ружьё против танка: мифы и реальность

Возникший в одной из социальных сетей спор в комментариях под одной из моих статей побудил снова вернуться к теме противотанковых ружей и их возможностей.

Данный вид оружия (противотанковые ружья) относится к числу наиболее непонимаемых и мифологизированных. Виной тому в первую очередь агитаторы и пропагандисты времён Великой Отечественной войны. В эту войну Красная Армия вступила, не имея на вооружение противотанковых ружей, но их пришлось вводить спешно в первые же месяцы боевых действий. Новое оружие не вызывало большого доверия у бойцов, танк выглядел слишком страшным и что поразить бронированную громадину можно всего лишь из ружья, пусть большого, не очень верилось. Так что пришлось соответствующим службам потрудиться, часто переходя за грань разумного. Винить их в этом рука не поднимается, на войне все средства хороши и наврать немножко (да и не немножко) — это не самое страшное, коль приведёт к победе и уменьшит жертвы.

Ну а потом в дело вступили киношники и фильмы «украсились» многими эпизодами, в которых наши бронебойщики каждым выстрелом подбивают по танку, а порой немецкие танки от выстрела из противотанкового ружья аж взрываются.

А посему не удивительно, что до сих пор возникают споры, в которых с одной стороны выступают те, кто реальную картину представляют, и те, кто оперируют различными техническими характеристиками танков и ружей, а также мемуарами, кинофильмами и пр.

Ключевым заблуждением многих является то, что они просто путают противотанковое ружьё и противотанковую пушку. Как говорил один уважаемый человек, из пушки главное попасть, а вот из ружья надо попасть точно в определённое место. Он говорил правда о живых целях, но не согласиться трудно. Снаряд из пушки взрывается и его поражающее действие заключается в ударной волне, осколках, а не только в непосредственном воздействии куска железа. Вред же пули, попавшей в цель зависит от точки попадания. Как показывает мой жизненный опыт, сквозное отверстие в теле, в результате «проделывания» которого не задет какой-то орган, не повреждены кости, суставы, сухожилия и т.п. может запросто зажить в течении нескольких дней. Главное, вовремя промыть.

Также и с танком. Снаряд, пробивая броню, взрывается внутри танка с непредсказуемыми результатами и в любом случае нанося сильный урон. Пуля из ружья, пробив броню, может вообще ничего не изменить кардинально, кроме улучшения вентиляции в танке. Часто говорят про взрыв боекомплекта, но это как же должно повести, чтобы в него угодить. А в лучшем случае (лучшем для бронебойщика, а не экипажа) пуля может что-то повредить из механизмом или убить члена экипажа. Но не все повреждения механизмов фатальны для танка, а экипаж состоит не из одного человека. Так что попытка уничтожить танк, стреляя по нему из противотанкового ружья, даже пробив броню, едва ли обречена на успех. Не говоря уж о том, что и пробить броню крайне сложно. Это ведь на бумаге написано, что можно пробить какую-то толщину с какого-то расстояния, а реально очень много факторов влияет ещё на сей процесс.

Потому и задачи, которые реально ставятся перед бронебойщиками намного скромнее. Самое грандиозное, это если танк повернётся так, что подставит борта и корму находясь на близком расстоянии. Тогда есть шанс повредить двигатель, а то и поджечь бензобаки. В остальных же случаях, задачей максимум становится танк обездвижить. Для чего и стреляют по гусеницам. Танковые гусеницы — конструкция весьма чувствительная к такого рода механическим воздействиям и перебить их вполне реально. А остановившийся танк уже легче добивать всеми возможными способами. Хотя опять же не так просто, как в кино, где танк с перебитой гусеницей почему-то полностью выходит из боя.

Давайте смоделируем типичную ситуацию. Имеем штатное отделение бронебойщиков с тремя противотанковыми ружьями. Занимают они позицию вместе со стрелковой ротой, то есть имеют поддержку ружейно-пулеметным огнём, что очень важно.

На позиции идёт немецкий танк. Отделение ПТР против танка — это самое минимальное соотношение. Допустим, что наша пехота своим огнём немецкую пехоту, сопровождающую танк, смогла заставить залечь или укрыться позади машины. В результате немецкие стрелки свои непосредственные обязанности выполнять толком не могут, и бронебойщики расстреливают приближающийся танк. Стреляют успешно и гусеницу повреждают. В кино танк с сорванной гусеницей чаще всего крутиться на месте, но реально такое бывает далеко не всегда. Так что и в нашем случае немецкий танк с сорванной гусеницей не сильно развернёт. В результате имеем стоящий в сотне метров от наших окопов танк. Его надо добивать. Конечно, хорошо если есть артиллерийская поддержка и пушки неподвижный танк смогут добить. А если пушек нет, или нет связи (что тоже характерно), или артиллеристы танк не видят со своей позиции, или им хватает другой работы?

Словом, у пехоты остаются варианты добивать танк из тех же противотанковых ружей, либо отправлять бойцов с гранатами его подрывать. И то, и другое, далеко не так просто. Даже если не учитывать немецкую пехоту, что в корне неправильно. Немцы в любом случае будут обрабатывать участок обороны из пулемётов и миномётов. Как минимум.

Но важнее то, что экипаж танка с разбитой гусеницей жив и вполне способен вести бой всеми доступными способами. Вспомните хотя бы фильм «На войне как на войне», там, правда, экипаж машину покинул и отстреливался из личного оружия. Но у самоходки возможностей меньше, ей и пушку не навести особо.

А танкистам никто не помешает крутить башней и из пушки и пулемётов вести огонь.

Да, бронебойщики могут расстреливать остановившийся танк. Но опять же и пробить броню сложно, но и даже пробив… об этом я уже написал. Часто пишут, как лихо стреляют по смотровым щелям, лишая танкистов обзора, но это же надо попасть, что далеко не так просто.

Но главное, что между бронебойщиками и танком идёт поединок, на далеко не равных условиях. Бронебойщики сидят в траншее, пусть даже на максимально хорошо оборудованной позиции, пусть даже в ДЗОТе. Но от пуль, и тем более снарядов защита у них минимальна. Разве что на дно окопа залечь, но тогда и стрелять невозможно. А танкисты укрыты от пуль и осколков бронёй и стрелять могут почти как в тире. И у кого в таком противостоянии больше шансов на успех?

Конечно, вариантов на войне может быть великое множество и всех не перебрать. Но главное выбрать наиболее вероятные, да? Вот только почему-то создатели кинофильмов и разных других художественных произведений выбирают иное…