Найти тему

Где учат лидеры индустрии: о работе Лицея Академии Яндекса в Северодвинске

Второй год на базе местного филиала САФУ школьники обучаются программированию в Лицее Академии Яндекса. Проект пришёл к нам в регион в рамках соглашения компании с правительством Архангельской области. О работе северодвинской площадки, высоких стандартах образования и кадровом голоде в IT-индустрии мы поговорили с координатором проекта Ириной Дьяконовой и преподавателем Яндекс Лицея Дмитрием Захаровым.

Среди наставников − лучшие

Площадки Лицея Академии Яндекса развёрнуты в 168 городах России. Каждая из них лицензирована компанией. Прежде всего, строгий отбор проходят преподаватели на местах. Из пяти претендентов от филиала САФУ в Северодвинске аттестацию прошли двое. Второй преподаватель вскоре сменил место работы. И Дмитрий Захаров остался единственным наставником для Яндекс-лицеистов:

−Python я изучил в ходе подготовки к аттестации. Я знаю много других языков программирования, поэтому для меня это было легко. Тестирование проходило онлайн: проверяли знание языка. Только те, кто успешно прошёл тесты, отправляются на собеседование, где проверяют и другие компетенции ментора.

Курс предстоит вести два года. Первый этап предполагает обучение основам программирования на Python, второй – основам промышленного программирования, где ученики работают над собственными проектами. И на каждый этап преподаватель должен пройти аттестацию. Этим летом Дмитрий повторил успех.

Всё дело в стандартах

Программа лицея разработана в Школе анализа данных — образовательной организации Яндекса. По всей стране преподаватели работают строго по одним и тем же методичкам. Определено всё: содержание лекций, задачи и контрольные работы. Оценку успеваемости проводит тоже Яндекс, преподаватель от этого процесса практически отстранен.

Ирина Дьяконова:
− Мне кажется, с точки зрения образования, проект крайне интересен тем, что он как Макдональдс. Неважно, где вы находитесь, везде пирожок с вишней будет одинаковым по качеству. Всё дело в единых стандартах. Преподаватели на местах транслируют взгляд профессионалов Яндекса на обучение, что обеспечивает высокий уровень подготовки по окончанию курса.

Как педагог Дмитрий сопровождает этот процесс и о своей роли в нём говорит так:

−Может показаться, что преподаватель и не нужен вовсе, но это не так. Это практико-ориентированный курс. На каждом занятии они решают около 15 задач! Яндекс предоставляет все материалы для работы. Но если я вижу какие-то проблемы с пониманием, могу остановиться и подробнее рассмотреть вопрос. Я разбираю задачи, не всегда могут быть понятны формулировки. Порой детям нужно задать вектор, как решить: сказывается разница в возрасте учеников. Моя задача – объяснить и направить.

На втором году обучения у ребят появляются задачи, где они могут обмениваться проектами или работать над ними вдвоём. Речь идёт о непосредственном создании приложений с пользовательскими интерфейсами, рассказывает педагог:

− Темы ученики выбирают сами. Мы разрабатываем сайты, чат-ботов. Яндекс мотивирует своих лицеистов и каждый год устраивает конкурс проектов. В программе есть семинары с участием выпускников лицея, где они рассказывают о своих результатах, дают советы обучающимся.

-2

Система работает жёстко

Единая система подготовки работает эффективно. Есть уверенность: те, кто преодолеет курс, выйдут с крепкой базой знаний самого востребованного сегодня языка программирования. Однако дойти до конца не так просто. Ирина Дьяконова замечает, планка высокая:

− Об этом говорит количество отчислений. Первую группу мы набрали 17 человек, на второй год из них осталось семеро. Яндекс суммирует баллы за решение задач и выводит рейтинг для каждого ученика. Если результат к моменту оценки недостаточный, то ученика, увы, отчислят. Мы, как организаторы, не можем на это влиять: не помогут ни справки по болезни, ни объяснения родителей. Дети, конечно, от этого под впечатлением: прокачивают тайм-менеджмент и приучаются сдавать задания в срок.

Несмотря на то, как жёстко работает система, Яндекс заинтересован, чтобы большинство детей дошло до конца. Так, к примеру, компания провела исследование и выяснила, что группы из 15 человек более устойчивы.

− Мы взяли на вооружение эту статистику, и во второй набор группа была сформирована из 15 человек. Посмотрим, как это скажется на успеваемости. Но уже сейчас видно, что некоторым детям сложно, − говорит Ирина. – Особенно жаль, что у нас остаётся мало девочек. В первый набор их было двое, обе отчислены. На втором потоке их уже трое, надеемся, что они останутся в проекте. Не хотелось бы, чтоб программирование оставалось гендерно-маркированной темой. Ведь крупнейшие IT-компании в России− Яндекс, Google, Microsoft− возглавляют дамы!

Как туда попасть?

Детей набирают ежегодно. Регистрация открывается 30 августа и закрывается 10 сентября. Всё происходит на сайте Лицея Академии Яндекса. Как и преподаватели, на первом этапе абитуриенты проходят тестирование, но вопросы для школьников связаны с логикой и математикой. Баллы начисляет Яндекс, региональные площадки в процессе не участвуют. Те, кто набрал проходной минимум, на втором этапе собеседуются с преподавателем на платформе «Яндекс. Телемост».

Стоит отметить, что насколько легко вылететь из проекта, настолько же трудно туда попасть. Конкурс в Северодвинске большой – пять человек на место.

− Задача собеседования – проверить, самостоятельно ли ученик проходил тестирование. Я даю одну из задач теста и смотрю, как справится. Кроме того, важно оценить мотивацию, вовлеченность,− говорит Дмитрий.

На первом потоке были только ученики 8-9-х классов, а уже на втором впервые Яндекс разрешил принимать и десятиклассников, кстати, по просьбе родителей.

− Раньше такой практики не было, поскольку обучение в лицее рассчитано на два года, и второй этап для них приходится на выпускной класс, когда школьники готовятся к ЕГЭ. А в лицее занятия дважды в неделю, много домашней работы, − отмечает Ирина.

В этом году группа сильнее, чем в прошлом. Как читает координатор, вероятно, это связано с растущим спросом:

− Ранее мы работали только со школами, с этого года подключили и градообразующие предприятия. Для нас важно обратиться к родителям, чтобы они понимали: это профессия будущего. Есть семьи, которые так заинтересованы, что уже в апреле звонят и просят взять в программу третьеклассников! Конечно, это рановато. Что касается статистики, отбор проходят ученики из разных школ города. Есть небольшое преимущество тех, кто из лицея 17: на этапе тестирования сказывается их уровень математической подготовки.

Кадры нужны везде

Для учеников занятия бесплатны, их оплачивает правительство Архангельской области. Так регион пытается вырастить новое поколение разработчиков и соблюсти федеральный стандарт качества. Однако открытым остаётся вопрос: как сделать так, чтобы Лицей Академии Яндекс не стал инструментом, который забирает таланты в столицу. Ирина Дьяконова делится:

− Мы всё ещё ищем варианты, как привлечь молодёжь в родной регион. Чтобы, уезжая в другой город учиться, они вернулись к нам с актуальными знаниями. Важно сделать университет точкой притяжения. Задача усложняется и тем, что кадровый голод – проблема повсеместная. Разработчиков не хватает даже в крупнейших компаниях – Яндекс, Google, Сбер.

И с одной стороны, логично развивать проект, набирать больше учеников. Но с другой, возникает вопрос, какими силами это обеспечить?

− Дмитрий занимается не только Лицеем Яндекса, где занятия идут четыре дня в неделю. Прежде всего, он ведущий программист САФУ, у него много реальных проектов по автоматизации образовательной деятельности. Есть и педагогическая нагрузка на кафедре. Потому по набору мы расширяться не планируем: по крайней мере пока не найдём второго наставника. Это проблема не только Северодвинска. На общих семинарах координаторов часто советуют прятать преподавателей, поскольку найти замену практически нереально, − сетует Ирина.

К слову, для Дмитрия Захарова университет стал личным выбором: от предложений на местных предприятиях ОПК он отказывается. Попробовать пройти аттестацию Лицея Академии Яндекса предлагают и успешным студентам четвертого курса, но эти же кадры часто забирает местное предприятие СПО «Арктика». Так что говорить о масштабировании проекта пока рано, хотя результаты замечательные: для филиала САФУ проект стал вызовом и подстегнул обновление программы на бакалавриате. Вот что значит учиться у лидеров индустрии!

Анна АЛЯСКА