Найти в Дзене
PanoRama TV🎯

Как изменилась жизнь со времён СССР. Мой личный опыт.

В наше время общество разделилось на тех кто говорит, что "раньше", при СССР, жилось хорошо и стабильно, но много и таких, кого и сейчас всё устраивает, они живут и радуются жизни. Хочу на своём примере показать и проанализировать, как изменилась жизнь работников торговли с конца 80-х годов прошлого века до настоящего времени.

Фото из интернета
Фото из интернета

Будучи студенткой 2 курса заочного института советской торговли в 1989 году я после двух декретных отпусков вышла на работу в продуктовый магазин Горпищеторга. Моя должность была продавец-кассир 3 категории с окладом 138 рублей. Оклад был фиксированный не зависимо от выполнения плана. Единственно, что могло повлиять на его уменьшение, это результат проведенной ревизии, если выявлялась недостача. Магазин работал по системе самообслуживания, воровства и в те времена было не мало, как покупателями, так и самими работниками магазина, в основном руководящим составом. Помнится была такая директор магазина, которая проходя через кассу, обвешенная сумками, клала на монетницу 20 копеек и говорила, пробейте за хлеб). При этом коллектив не смел ничего возразить против таких действий руководства. А после ревизии все молча платили за недостачу, либо стараясь её перекрыть разбавляли водой весовую сметану во флягах (на флягу - ведро воды!), молоко и т.д. Когда я увидела, что творится в магазине, была в шоке. Ещё долгое время, уже не работая в продуктовом магазине, боялась покупать что-либо из продуктов. Благо, что сейчас, в своём большинстве, продукция поступает в магазины фасованная... То есть свой оклад я не всегда получала в полном объёме. Тем не менее всегда была возможность купить продукты по "госцене", а не на рынке или в коопторге, где цены были значительно выше. И ещё, что очень меня устраивало, я могла спокойной уходить в оплачиваемый ученический отпуск 3 раза в год и быть на больничных со своими маленькими детьми. А график работы был вообще - сказка. Первая смена с 8.00 до 14.30, вторая с 14.00 до 20.00, один выходной в неделю по скользящему графику, отпуск 28 дней (не делился). Социальных благ было немного в этой организации, но раз в год можно было пройти лечение в профилактории Горпищеторга, были подарки к Новому году детям, возможно было что-то и ещё, но я была не в курсе. И конечно же было нормальное штатное расписание. На магазин в 300 кв.м были: директор, зам.директора, зав.секцией, товаровед, 2 старших продавца, старший кассир, 7 продавцов, 2 грузчика, 3 уборщицы. Вот перечень цен на продукты тех лет (80-х)

При желании можно легко пересчитать соотношения к нынешним ценам и зарплатам.
При желании можно легко пересчитать соотношения к нынешним ценам и зарплатам.

В начале 90-х я стала работать бухгалтером, а затем вовсе ушла в предпринимательскую деятельность. Но в какой-то момент всё изменилось и я снова вернулась в торговлю, было это в период с 2008 по 2013 год, и сеть называлась ЦентрОбувь. Устроилась я туда в должности директора магазина. И скажу сразу, что если и существует ад на земле, то он был именно там... Заработная плата директора магазина, в среднем, составляла 1000 долларов в месяц, у продавца, фиксированная - 380. График работы продавцов был с 9.30 утра до закрытия магазина (закрытие понятие неопределенное, обычно ближе к 22.00, когда нам разрешат), пятидневная рабочая неделя. У директора с 9.30 до закрытия, выходные по разрешению руководства, случалось и месяц без выходных. Колоссальные переработки, которые никогда не оплачивались. Отпуск 2 раза в год по 2 недели.

Скриншот электронной почты. В 21.45, не смотря, что это зима и на улице ни души, надо было стоять с листовками на улице и отправлять фотоотчёт).
Скриншот электронной почты. В 21.45, не смотря, что это зима и на улице ни души, надо было стоять с листовками на улице и отправлять фотоотчёт).
Официально магазины работали до 20.00, но время работы всё время продлевали.
Официально магазины работали до 20.00, но время работы всё время продлевали.

В начале дня первый фотоотчет - директор магазина и коллектив готов к работе, все в форме и с бейджиками). На двухэтажный магазин (400 кв.м) в штатке 5 продавцов (и кто из них на выходном, больничном либо в отпуске) и директор, нет грузчиков, охраны и уборщиц. Были моменты, когда в магазине была я и один продавец на 2 этажа. При том, что выручки были бешеные, учитывая дешевизну товара, на кассе всё время были очереди. 2-3 раза в неделю приезжал товар, разгружали его сами (девушки) и таскали руками на второй этаж по лестнице, привозили и по 100 и по 200 и больше коробов разного товара. Там были обувь, сумки, одежда, бижутерия, сопутка и всё это тысячами единиц! Каждую надо принять, развесить, наклеить ценник. ЦентрОбувь славился своими акциями. Чаще о её проведении нам сообщалось с утра и давалось 2 часа на то, чтобы поменять сотни ценников и переставить всю обувь в соответствии с акцией и уже к 12.00 в срочном порядке нужно выслать фотоотчёт о готовности. При том, что работников 2-3 человека на смене! А параллельно с этим надо ещё всё время кому-то из коллектива стоять с листовками на улице и также ежедневно проводить оклейку подъездов домов и столбов листовками, с сообщениями о проходящих акциях, в количестве 200 штук и каждую, наклеенную листовку, подтвердить фото отчетом, который высылался на территориального управляющего. Каждые 3 часа, а во время акций каждый час, отзвон территориалу по выручке и если, не дай бог, выручка меньше, чем в предыдущей день, то надо писать кучу объяснительных, проводить анализ остатков товара и т.д.

Воровство это отдельная тема. Покупатели пользовались тем, что контролировать их не кому, охрана отсутствует, воровали регулярно, и задерживать их приходилось самим, до приезда полиции по тревожной кнопке. Реакция была у них разной кто-то плакал, кто-то дрался и царапался и пытался убежать. В день таких задержаний было до пяти раз. Видеокамера в магазине была одна, без фиксации, и предназначена она для наблюдения за коллективом. Списание при ревизии на "забывчивость покупателей", это так мягко называют воровство, составляло 0,3% от выручки. Мы в него укладывались, но только благодаря тому, что рисковали своей жизнью и здоровьем задерживая воров.

Проведение ревизий всегда в ночное время. То есть приходила я на работу в 9.30 утра, весь день магазин работает, а после закрытия начинается пересчет товара и заканчивается, как раз к открытию магазина. И если продавцов ещё как то можно поменять по смене, то директор остаётся на работе ещё на следующий день. И почти двое суток приходилось не спать. Руководство это ни как не беспокоило. Надо было работать в том же темпе и режиме. Слово БЫСТРО - было самым главным в нашей работе.

При кажущейся более-менее хорошей зарплате, от такой работы в результате одни только минусы. Постоянно приходилось со своих средств кому-то доплачивать и за раздачу листовок, и периодически за разгрузку машин, платила за рекламу на радио и телевидение, а также всем коллективом скидывались на уборщицу, т.к. физически сами не справлялись. Нет плюс всё же, конечно, был, весь коллектив работал официально, вся зарплата белая. Ну и конечно же, кто работал в этой сети, сможет работать где угодно, это из темы - "как закалялась сталь"). Мне есть с чем сравнить позже я работала и в других сетях, но таких трудностей, как в ЦентрОбувь больше я не испытывала. Хотя в торговле и сейчас очень сложно работать.

Я не хочу ни кого осуждать, так как выбор мы делаем сами и если нас что- то не устраивает, то всегда можно свою жизнь изменить. Но что касается работы по найму, то комфортней, лично мне, было в 80-х. Было всё чётко и согласно установленным нормам. У меня кроме работы оставалось много свободного времени: я училась, занималась детьми, встречалась с друзьями, летом выбиралась на природу и занималась садом.

Друзья, будет интересно услышать Ваше мнение. Жду Ваши комментарии.