В Кузбасском центре искусств в ноябре открылась, а начале декабря уже закрылась выставка по результатам летнего мариинского пленэра Союза художников. На период работы выставки пришлась трагедия в шахте "Листвяжная" и последующий за ней траур. Возможно, в силу обстоятельств, многие не знали об этом событии и не успели посмотреть экспозицию. В догонку закрывшейся экспозиции и для того, чтобы зафиксировать ее в истории регионального искусства, публикую этот текст.
Выставка была посвящена исторической и современной атмосфере старинного кузбасского города Мариинска. В экспозиции представлены работы Василия, Николая и Татьяны Коробейниковых, Альфии Алпыспаевой, Николая Бублика Евгении Юмановой, Ирины Паутовой, Юрия Михайлова, Владимира Доценко, Елены Балаганской.
Надо отметить, что по сравнению с сибирскими историческими городами в самом Кемерове процесс осмысления городского пейзажа идет с некоторым отставанием. В Томске, например, городской пейзаж вошел в свою активную фазу формирования в 1970-е году, когда в советском искусстве возник тренд на любование провинциальной старинной архитектурой. В целом во второй половине ХХ века региональные версии городского пейзажа вызывают восхищение.
А вот в Кемерове городской пейзаж формируется мучительно долго. Сначала художники писали промышленные пейзажи в формате организованных поездок на заводы. Затем, в кемеровском искусстве усилился деревенский пейзаж. Деревенский пейзаж развивался в военное и послевоенное время в СССР и вобрал в себя патриотические ценности. Но в кемеровском искусстве любовь к деревенскому пейзажу стала реакцией на разрушительность для природы промышленных производств. Город понимался как продолжение заводских предприятий, а значит тоже опасен для природы. Конечно, художники пишут кемеровские достопримечательности, но принятие города в эстетике его подворотен, заборов, хрущевок не произошло. В этой связи показателен альбом "Триста произведений о Кузбассе", который составлен во многом из работ музейного хранения. И в этом же контексте показателен проект Сергея Кукушкина по артификации Кемерова. Художник прошел весь город и запечатлел каждую улицу. Я когда-то определила проект артификации Кемерова как пример сетевого искусства и как масштабный шаг по принятию Кемерова самим художником и далее через проект кемеровчанами. Я и сейчас так же считаю.
Тут нужно сделать оговорку. Нельзя считать, что художники не принимают город. Речь идет о том, что горожане только-только стали отделять городскую среду от ассоциации с промышленной эстетикой. Это видно по интересу к урбанистическим проектам, общественным дискуссиям о сохранении исторической архитектуры и монументального искусства. Художникам свойственно видеть всё. Но в этом свойстве "видеть всё" заложено два нюанса. Первый нюанс: художник понимает, что общество не дозрело до определенных смыслов, и некоторые работы будут не поняты зрителем. Второй нюанс: художник - член городского сообщества, и то, что характерно для городского мейнстрима, характерно и художникам.
Художественная рефлексия города в кемеровском искусстве идет постоянно. Но с в силу того, что кузбасские города преимущественно индустриальные, их художественное осмысление идет по пути столкновения трех факторов - зеленых массивов, городской застройки и промышленных предприятий. В этом сочетании неизбежно встает вопрос экологии. Но тема экологии взрывоопасна для жителей любого индустриального города и, конечно, это трудноразрешимая проблема для кузбасских городов. Проговаривать вслух существующую экологическую тему в выставках, посвященных шахтерскому труду, чревато цензурой с одной стороны и активизацией протестных настроений в локальных сообществах, с другой стороны. То есть очевидно, что если в советские годы выставки ко дню шахтера воспевали героический и опасный труд горняков, то сейчас эти выставки отражают скорее негативные факторы промышленного освоения природы Кузбасса.
Проект "Кузбасс исторический" возник в рамках юбилейных событий к 300-летию освоения Кузбасса. Расширение диапазона смыслов локальной идентичности Кузбасса благотворно повлияло на изобразительное искусство. Кемеровские художники наконец-то ушли от сложной по выражению боли шахтерской тематики к теме многообразия городов Кемеровской области.
В этом смысле, пленэр по историческим городам Кузбасса важен кемеровским художникам как практика художественной рефлексии городской среды.
Рассмотрев выставку, понятно, что в основном у художников преобладает изображение исторических достопримечательностей Мариинска.
Архитектура в световоздушной среде доминирует в работах Василия Коробейникова. Насыщенность и энергия колорита, как характеристика атмосферы старого провинциального города вышла на первый план в работах Татьяны Коробейниковой и Альфии Алпыспаевой. Экспрессивность письма проявилась в работах Владимира Доценко. Внимательная Евгения Юманова фиксирует приметы жизни города в живой динамичной среде. А Елена Балаганская усиливает эмоциональность пейзажа через мотивы - высокую траву, крашенные панели, штакетник забора. Рассказчики Николай Бублик и Юрий Михайлов наполняют свои работы атмосферой далекой или недавно случившейся истории. Молодая художница Ирина Паутова, кроме непосредственно пленэрных работ, представила работы, выполненные в технике граттаж, отметив, тем самым, отход от пленэрности и право на более свободную интерпретацию городской среды художественными средствами.
Выставка "Кузбасс исторический" символизирует начало нового позитивного процесса принятия кемеровскими художниками города. Но так как живописное принятие Кемерова пока не произошло, то этот путь начался с осмысления других кузбасских городов. Я думаю, что пленэрными путешествиями и этой выставкой кемеровские художники наверстывают важную для регионального искусства практику - живописную рефлексию собственного города и признание эстетики городов Кемеровской области. Возможно, в скором времени тема живописного осмысления кузбасских городов потеснит, но вряд ли заменит шахтерскую тематику.
Для кого эта выставка? Эта выставка, в первую очередь, важна самим художникам. Во время пленэра происходит обмен творческой энергией, идеями. Благодаря пленэрным поездкам укрепляются межпоколенческие и региональные связи внутри художественного сообщества. Эта выставка важна для жителей Мариинска и других городов Кузбасса. Исследование локальной идентичности Мариинска идет активно и успешно, что подогревает интерес к городу со стороны иногородних живописцев. Сохранившаяся архитектура конца XIX века и сравнительно небольшой промышленный бэкграунд выделяет Мариинск среди всех остальных кузбасских городов. А потому пленэрные путешествия в Мариинск не раз еще повторятся.
Выставка "Кузбасс исторический" имеет значение для художественной культуры Кузбасса. Она знаменуют собой переход от заблокированной темы экологии как ступени осмысления локальной идентичности кузбасских городов к масштабной работе по осмыслению и представлению художественного своеобразия городов Кузбасса с точки зрения урбанистической эстетики.
В этой небольшой по размерам выставке я вижу новые культурные процессы: произошло отделение города от промышленных предприятий и началось осмысление городской среды как пространства со своей эстетикой и комфортом.