Найти в Дзене

Особенности лирики Ахматовой и анализ ее стихотворений

Дорогие читатели, продолжаем знакомиться с основными произведениями 11 класса, которые вы можете использовать на экзамене по литературе и по русскому языку, а также для декабрьского сочинения.

Сегодня мы познакомимся с лирикой Анны Андреевны Ахматовой, анализируем ее стихотворения

Символика цветов и растений

Цветы – часть внутреннего мира лирической героини

Для лирической героини «водою пахнет резеда, и яблоком - любовь», она ощущает своего возлюбленного во всем: «И в розах, что напрасно расцвели». Ахматова признает, что с детства «лопухи любила и крапиву». А вот лирическая героиня от волнения видит «только красный тюльпан» в петлице любимого. Возможно, этот цветок – сигнал тревоги, опасности, страшного предчувствия, догадки – «не любит!»

Цветы – символ неясного состояния, неопределенных ощущений

-2

В одном из стихотворений Ахматова описала состояние одиночества, которое ее героиня ощущает таинственной, волшебной ночью:

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний…

И героиню вовсе не пугает это одиночество:
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь

Многозначность символов

Как можно объяснить словами музыку? В стихотворении «Музыка» поэтесса не только рассказывает о необыкновенном воздействии музыки, она находит для нее необычные сравнения: «И пела словно первая гроза иль будто все цветы заговорили »

Ахматова продолжила в своем творчества традиции русской психологической прозы ХХ в, и многие реалистические образы в ее стихах приобрели значение традиционных символов. Например, символика сада восходит у библейскому мифу, к представлениям о рае. Поэтому строка Ахматовой «Я к розам хочу, в той единственный сад» представляется многозначной. И конечно, все цветы в стихотворениях Ахматовой имеют свой особый цвет и запах: «Мимоза пахнет Ниццей и теплом»

Лирические стихотворения

«Мужество»

Стихотворение обычно причисляют к шедеврам гражданской лирики Ахматовой, хотя оно не столько патриотическое, сколько философское. Это размышление о смысле поэтического творчества, о роли литературы в обществе. В то тревожное время, когда Гитлер угрожал существованию России в истории, поэтесса говорит не о физическом выживании. Главное для нее – обещание сохранить «русскую речь, великое русское слово». Именно в слове Ахатовна видит залог самосохранения русской нации. «Свобода и чистота» русской речи – единственное условие выживания в России, считает она.

«Творчество»

Это первое по счету стихотворение в цикле «Тайны ремесла», посвященного творчеству и природе стиха. К теме поэта и поэзии обращались Пушкин, Тютчев, Блок, Державин. Ахматова отказывается от пафоса. Для нее процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом – это болезнь:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора
Как лопухи и лебеда

Обычно стихосложение ассоциируется у всех с трудом подбора рифм. Его для поэтессы нахождение рифм – самое простое. Она считает, что главная задача поэта – просто написать свое сочинение под диктовку Музы.

В следующей статье мы разберём поэму Ахматовой «Реквием»

Благодарю за внимание! Комментарии только приветствуются!

С уважением,

Литературная Леди