В 2006 году один из самых богатых людей планеты Джефф Безосс задумал реализовать многоразовую систему космического туризма. Проект получил название New Speppard и в 2021 в космос полетели первые клиенты.
New Speppard- одна из первых, если не первая полностью многоразовая система, где повторно используются все элементы носителя. Конструктивно NS состоит из первой ступени-разгонного блока к которому крепится пассажирская капсула.
Достигнув высоты в 40 км, капсула отделяется от ступени и продолжает дальнейший полет по инерции. На границе космоса 100-110 км, туристы испытывают состояние невесомости, которое длится 5-8 минут, а затем приземляются неподалеку от точки старта уже через 10 минут. Этакий космический туризм выходного дня.
Первая ступень New Sheppard осуществляет вертикальную посадку как это делают ступени другой ракеты- Falcon-9.
Двигатель у корабля всего один. Это многоразовый агрегат Be-3, работающий на смеси водорода и кислорода, который выдает тягу около 50 тонн-сил (490 килоньютонов).
Мы в Telegram
В ходе дальнейших работ стало ясно, что водород в качестве топлива для многоразовых двигателей имеет как явные плюсы, так и очевидные минусы. К примеру, такое топливо экологично и дает сажевого выхлопа, что важно при постполетном обслуживании.
Однако и от минусов не деться, а к таким относится высокий риск утечек и больший объем топливных баков, что негативно сказывается на характеристиках системы в целом.
Сегодня космический флот Blue Origin состоит из 4 бустеров. Бустер NS v2 побывал в космосе 5 раз, NS v3-8, а NS V4- 5, а на орбиту отправлено 14 человек.
Подготовка к повторному запуску занимает от 59-61 дня, что много, если вспомнить, что тяжелая ступень Falcon-9 в рекордные сроки готовится к повторному старту в течение 48 часов.
Мы на YouTube
Экономическая целесообразность полетов по-прежнему находится под большим вопросом. Судите сами. Заявленная стоимость полета составляет $250 000 за одного человека. Всего в экипаже 6 астронавтов. Выручка ~$1,5 млн - это совсем небольшая сумма, которая едва ли может покрывает все потребности пуска и амортизацию оборудования.
Однако, космонавтика- это всегда игра в долгую. И хотя сегодня New Sheppard скорее всего работает в убыток, она дает великолепный медийный выхлоп для куда более серьезных проектов вроде сверхтяжелой New Glenn или лунных модулей для будущей станции.
Что касается того, являются ли пассажиры New Sheppard астронавтами, то здесь мнения делятся. В нашем понимании, космонавтом будет лишь тот человек, который совершит виток вокруг планеты. А что об этом думаете вы?