Найти в Дзене

Еще кое-что о ничевоках и начэваках

Здание в Ростове-на-Дону, в подвале которого было Кафе поэтов.
Здание в Ростове-на-Дону, в подвале которого было Кафе поэтов.

Возвратиться к теме ничевоков меня побудило справедливое замечание пытливого читателя, обратившего внимание, что в предшествующей публикации про Донского Геринга показан ненастоящий подвал ростовских поэтов. Исправляю недоразумение, поместив в заголовок настоящей статьи фотографию правильного "Подвала" и продолжаю разговор о Роке-ничевоке. Позволю себе процитировать пассаж из книги "История советской литературы" ученого литератора Бориса Андреевича Леонова:

Профессор Б.А. Леонов.
Профессор Б.А. Леонов.

"Известно, что в начале 1920-х годов стали, как грибы, возникать литературные группировки. В их манифестах, декларациях, заявлениях очевидным было стремление не только к оригинальничанию, но и стремление перещеголять друг друга в представлении себя новым словом в революционном искусстве. В каждом из подобных заявлений проступал прежде всего формализм. Скажем, несколько «новаторов» в Ростове-на-Дону, образовав группу «ничевоков», на своем «знамени» начертали:

Ничего не пишите!

Ничего не читайте!

Ничего не говорите!

Ничего не печатайте!

Другая группировка, назвавшая себя «фуистами», проповедовала «мозговой разжиж». «Биокосмисты» превращали землю в космический корабль, который будет управляться «умудренной волей биокосмиста». Примерно в таком же ключе заявляли о себе «миминисты», «неоклассицисты» и др. 19 сентября 1922 года Валерий Яковлевич Брюсов выступал в Москве с лекцией о современной литературе. Среди записок ему пришла и такая: «Что за течение „экстрактивизм“, представителям которого являются поэты Бур, Чарский и Орловский»?

В.Я. Брюсов.
В.Я. Брюсов.

В ответ Брюсов заявил о своем невежестве, ибо не только не знает поименованных товарищей, но и о самом понятии «экстрактивизм». О тех годах Михаил Светлов в автобиографии писал: «Я с горестным удивлением вспоминаю тогдашнюю Москву. Чего только не было! Не говоря уже об имаженистах, были еще и „фуисты“, и „ничевоки“ и еще какие-то течения. У меня и сейчас сохранилась книжица „Родить мужчинам!“ Даже болея менингитом, нельзя написать такое…»

Михаил Светлов
Михаил Светлов

Понятно, что Михаил Светлов, будучи партийным поэтом, никак не мог "переварить" ничевоков, выпустивших в Ростове-на-Дону в 1920 году "первый Декрет о поэзии".

-5

А далее еще больше и страшнее: последовал Декрет об отделении искусства от государства!

-6

Бывший "ничевок" Аэций Ранов вспоминал: " Первое выступление ничевоков всей группой произошло в 1920 году в подвале Кафе поэтов в Ростове-на-Дону. Этот подвал находился на углу проспектов Буденного и Энгельса. Публика, заполнившая в этот вечер подвал, была настроена агрессивно. Председательствовал автор воспоминаний. Поскольку я выучился руководить неспокойным собранием на бурных в то время студенческих сходках, мне удалось спокойно провести выступление и осадить тех, кто намеревался его сорвать. Публика хорошо приняла стихи Рюрика Рока, Олега Эрберга, но самый большой успех имела Елена Николаева. Она читала свой лирический цикл «Змеиные крыльца», стихи о Яриле. Кстати сказать, писала она просто, без всяких выкрутасов. Это было ее второе выступление в Ростове-на-Дону. Накануне она читала с этой же эстрады свой другой цикл «Северные цветы», стихи о Наиле и Глане. Выступала она после Велимира Хлебникова. Я хорошо помню этого примечательного во всех отношениях человека. Хлебников читал свои стихи так невнятно, что их не было слышно даже в первом ряду. Насколько помнится, одет он был в штанах и рубахе из мешковины, босой.

Велимир Хлебников
Велимир Хлебников

В своем вступительном слове я говорил о том, что вся современная, в то время разбившаяся на маленькие группы, поэзия непонятна народу и должна погибнуть, а ничевоки — последняя литературная группировка. Она ставит точки над И. Это конец, дальше идти некуда.

1-й номер литературного журнала ничевоков "Собачий ящик".
1-й номер литературного журнала ничевоков "Собачий ящик".

Мы в то время еще не знали, что на Западе появилась группа дадаистов,
аналогичная ничевокам и доводящая буржуазную поэзию до абсурда. Их
лозунгом была фраза: «Дада ничего не значит». Один из руководителей дадаистов Тристан Тцара так рекомендовал «писать» стихи. Он говорил: «Возьмите какую-нибудь газетную статью, разрежьте ее на мелкие кусочки. Их насыпьте в мешочек, хорошо встряхните. А затем вынимайте по кусочку и складывайте вместе. Это и будут стихи».

Один из "вождей" дадаизма Тристан Тцара.
Один из "вождей" дадаизма Тристан Тцара.

Нужно сказать, что в творчестве Рюрика Рока, Олега Эрберга, Сусанны Мар и др. никакого абсурдизма не было. ( Так ведь - ничевоки! Ничего и не было. Прим. автора статьи). Недели за две до нашего выступления ростовские ничевоки заняли небольшой магазин на улице Энгельса, недалеко от Ворошиловского проспекта на самом людном месте.

Тот самый "магазин" с ничевоками-начэваками.
Тот самый "магазин" с ничевоками-начэваками.

За большим стеклом магазина был вывешен написанный крупными буквами манифест ничевоков. Около магазина все время стояла толпа, читавшая манифест. Я запомнил солдата, небольшого грамотея, который вместо слова «ничевок» прочел «начэвак» и сказал: «Это правильно». В то время начэваки (начальники эвакуации) были на всех вокзалах, и это слово было очень распространено."

Вокзал во время эвакуации в 20-ые годы.
Вокзал во время эвакуации в 20-ые годы.

К сожалению, ничевоки не были "богаты" на свои портреты. Исследователи темы сетуют, что до сих пор не могут обнаружить ни одного фотоизображения Рока-Геринга. Но на кое-кого можно посмотреть. Сусанну Мар уже показывал. Покажу еще Олега Эрберга, Лазаря Сухаребского и Бориса Земенкова, которые, правда, уже не ничевоки, а признанные коектоки: один знатный советский писатель, второй - профессор психиатрии и кинематографист, а третий - художник и реставратор. Листайте!

В заключение отмечу: то что Светлову казалось невероятным и эпатажным в 20-ые годы прошлого века, стало суровой и очевидной реальностью наших дней... Ничевоки постарались?