Найти тему
What A Movie

Коди Смит-Макфи о своём неизлечимом недуге, фильме "Власть Пса" и новых проектах

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

В подростковом возрасте у звезды фильма «Власть Пса» диагностировали тяжело протекающее аутоиммунное заболевание. Он искал утешения в духовных работах Рама Дасса и жил моментом. Сегодня – он один из потенциальных номинантов на премию «Оскар».

Мы сидим на скамейке у Вест-Сайд-Хайвей, и Коди Смит-Макфи рассуждает об астральной проекции.

Несколько лет назад 25-летний австралийский актёр страдал от повторяющихся приступов сонного паралича. Он просыпался и был в сознании, но не мог двигаться, в то время как его посещали ужасные галлюцинации. Примерно в этот период он занимался другими крайне болезненными личными проблемами – такими, что вдохновляют предпринимать старые добрые духовные поиски. В попытке прекратить приступы сонного паралича актёр пустил в ход то же любопытство, что заставило его пройти через труды Алана Уотса и Рама Дасса, чтобы узнать всё, что он только мог узнать, о сне.

«Я разве что не медитировал во сне. У меня осталось много классных впечатлений, которые были полными противоположностями моим кошмарам и сонному параличу. Они буквально были астральными путешествиями, – говорит он так же непринуждённо, будто вспоминает, как ел отличный бутерброд на обед. – Можно делать всё, что угодно, но я быстро научился не просто этому – чтобы делать любые земные вещи, какие захочу – а чтобы находить что-то за пределами этого».

Наши сегодняшние земные декорации – бодряще-прохладный ноябрьский полдень в Нью-Йорке. Солнце светит на реку Гудзон, отражаясь золотым светом от небоскребов. Смит-Макфи с заметной скромностью одет в чёрный пуховик; его высокий лоб и задумчивые широко поставленные глаза цвета морской волны скрыты за бейсболкой. Татуировки анх и символ бесконечности украшают его пальцы, а цифра 777 – «одно из ангельских чисел... самая положительная из всех возможных комбинаций, и для многих людей напоминает Бога, а также это переходный этап в жизни» – расположена на внешнем крае левой руки.

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

Этот своего рода трансцендентный образ попался на глаза представителям модных домов (Коди снялся в рекламе Kenzo в 2019 году и принял участие в модном показе весенней коллекции 2022 Gucci), а непропорционально большое количество сыгранных им ролей в кино – это странные аутсайдеры: например, одиночка, который дружит с вампиром («Впусти Меня. Сага»); одержимый смертью одиночка («Дикая Природа Джеймса»); одиночка, который также является синекожим мутантом («Люди Икс: Апокалипсис», «Люди Икс: Тёмный Феникс»); охотник-собиратель, отставший от своего племени, оставшийся один на один с дикой природой, полной смертельных опасностей («Альфа»), и ребёнок, «путешествующий» в компании своего отца и одновременно переживающий апокалиптическое будущее, в котором большая часть человечества была уничтожена («Дорога»).

Несмотря на то, что бо́льшую часть своей жизни он посвятил киноиндустрии, Смит-Макфи говорит (однако совершенно не жалуясь): «Меня буквально не узнают». Не буду упоминать, что эта скамейка – одно из последних мест, где он сможет сказать такую фразу, и что он с таким же видом может сидеть на краю пропасти, глядя на грандиозный неизвестный пейзаж своего будущего. Новый фильм с его участием – «Власть Пса», вышедший недавно на Netflix, – это тот самый большой, важный фильм, который превращает застенчивого молодого актёра в настоящую знаменитость.

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

Фильм (адаптированная режиссёром Джейн Кэмпион одноимённая книга Томаса Сэвиджа 1967 года) – медленно разворачивающееся действие, погружающее зрителя в редко исследуемую среду: денежный ранчо-мир Монтаны 1920-х годов. Заправляют местом жестокий и умелый Фил Бёрбанк (Бенедикт Камбербэтч) и его благодушный, менее проворный младший брат, Джордж (Джесси Племонс). Когда Джордж женится на местной вдове по имени Роуз (Кирстен Данст), Фил обращает своё жестокое внимание на то, чтобы сделать её как можно более несчастной. Смит-Макфи играет Питера, ранимого и впечатлительного сына-подростка Роуз. Питер любит и понимает искусство (он увлекается изготовлением нежных бумажных цветов) и в то же время он жутковато-странный (как начинающий врач, у него есть «пунктик» на анатомирование существ живой природы). Естественно, он становится мишенью ярости и интереса Фила. Также он служит противовесом агрессивной, позерской маскулинности ранчо, которая настолько токсична, как сайт «Суперфонда».

Смит-Макфи играет Питера с невинной нежностью и глубиной, которая полностью раскрывается в удивительном заключительном акте фильма. Персонаж апеллировал к нему из-за его собственного отношения к традиционным выражениям маскулинности.

Сам я довольно женственный. Мой отец, двухметровый мужчина, покрытый татуировками, тусующийся с байкерами. Я думал, должен ли быть таким, как они? Когда у меня появятся мускулы? Что насчёт татуировок? И я помню, что был некий переломный момент, когда я осознал, что мне совсем не обязательно быть таким.

Эта роль во многом тихая и интровертная, и Смит-Макфи раскрывает своего героя тонко, играя с полутонами, в немалой степени благодаря Кэмпион. «Она мастер чувственной природы вещей», – говорит Смит-Макфи. (И это ещё слабо сказано: это та женщина-режиссёр, которая в «Пианино» 1994 года сделала Харви Кейтеля похожим на Рубенса). Там, где он был склонен играть Питера более тонко, Кэмпион призывала его быть откровеннее. Взять, к примеру, его американский акцент: «Она сидела там такая: «Больше шепелявости! Нам нужно больше шепелявости!» – вспоминает Коди.

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

После натурных съёмок в Новой Зеландии он решил вернуться в свой родной Мельбурн (Австралия), а не в Лос-Анджелес, в котором прожил бо́льшую часть десятилетия. Смит-Макфи провел пандемийный год со своей семьёй и своей девушкой Ребеккой, с которой он встречается (по данным некоторых зарубежных источников) с 2013 года. Он наслаждался прогулками на открытом воздухе и любимым увлечением – автотюнингом. «Я всегда чувствовал себя виноватым, и мне всегда было немного стыдно, если мне нужно было сделать паузу, бросить всё и побыть наедине с собой, – говорит он. – Так что я рад, что представилась такая возможность. Я смог изолироваться вне города и вернуться с новыми психологическими установками».

В 2021 году, когда киноиндустрия более-менее реабилитировалась, «Власть Пса» быстро стал фаворитом фестивальных гонок. Вскоре появились и восторженные отзывы, и разговоры о премии «Оскар». В случае Коди похвала нашла особый отклик. «Я действительно почувствовал разницу. Я чувствую, что меня видят, замечают, – делится актёр. – Это заставляет оглядываться назад и думать: «Как я сюда попал?».

И на деле у него ещё больше причин размышлять об этом моменте. В 15 лет Смит-Макфи стал хуже видеть левым глазом. Врачи диагностировали у него ирит – воспаление радужной оболочки глаза – такой тип воспаления, который может вызвать слепоту, и рекомендовали ему пройти ещё несколько тестов. Когда пришли результаты, он узнал, что у него редкое аутоиммунное заболевание – анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева). Врачи объяснили это настолько прямо, насколько возможно: он страдал от хронической боли, позвоночник в конечном итоге сросся, и не было никаких шансов, что он когда-либо сможет вылечиться.

Не случайно это испытание пересекалось с тем, что он с головой погружался в духовность. Эти философские вопросы, типа «Зачем мы здесь?», которыми мы начинаем всерьез интересоваться в подростковом возрасте, приобрели неотложную актуальность. Заручившись поддержкой своей старшей сестры, Смит-Макфи провёл те годы, смотря лекции о сознании и поглощая книги об оккультной мудрости и мистицизме. «Be Here Now», знаковый хиппи-томик Рама Дасса 1971 года, стал его палочкой-выручалочкой. (Он даже купил несколько копий, чтобы давать их почитать другим, и обложка книги до сих пор стоит на заставке его смартфона).

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

Врачи прогнозировали, что Коди к двадцати годам станет очень плохо, и так оно и вышло. Он часто оказывался прикованным к постели, страдая от боли. Ещё хуже была боль душевная. «Это было очень больно, и осознание того, что я в то же время радуюсь и имею успех, шокировало меня: я был поражен чем-то, что, казалось, было концом всего этого, – вспоминает он. – Моя жизнь и моя карьера всегда были такими, типа «Ты почти у цели, ты почти сделал это». И я думал, что облажался. Что у меня уже ничего не получится».

Смит-Макфи выкарабкался из этого периода отчаяния в том числе благодаря своей девушке, которую он хвалит за то, что она «невербально давала мне силы увидеть, почему стоило стремиться вперёд и не завязнуть в апатии». На соматическом уровне он упоминает физиотерапию и работу разума и тела – это помогает ему контролировать симптомы. И в конце концов он всё же добрался до «цели», к которой стремился.

На очереди у Макфи роль музыканта Джимми Роджерса, в готовящемся байопике «Untitled Elvis Presley Project». Он также говорит, что с удовольствием снова сыграл бы своего персонажа из «Людей Икс». «Все эти фильмы, которые выходят в последнее время, связаны с другими измерениями, порталами и тому подобным, как у «Доктора Стрэнджа», – говорит он, ссылаясь на своего коллегу по «Власти Пса» Бенедикта Камбербэтча. – Надеюсь, они смогут использовать эту возможность, чтобы переосмыслить Ночного Змея и снова ввести его в свою кинематографическую вселенную. Думаю, что он достаточно интересный персонаж, и о нём есть, что рассказать; можно было бы придержаться канона комиксов... в любом случае я бы хотел быть частью этого».

Photo: Martin Brown
Photo: Martin Brown

Перед тем как получить роль во «Власти Пса» Смит-Макфи принял ещё одно принципиальное решение: он отошёл от всех духовных книг. Он был одержим стремлением накапливать знания и делать открытия, но понял, что не применяет их в реальной жизни. Поэтому он приостановил поиски. «Для этого есть время, и оно наступает после нашей жизни и до неё, – говорит актёр. – Я готов спуститься на землю, чтобы пока быть здесь».

По материалам ресурса GQ.

#коди смит макфи #власть пса #Kodi smit-mcphee #кино #интервью