Рубрика "Обратная связь".
Автор: Виктор Н.
Хороших дирижеров много, а любимых - раз, два и обчелся. Как козел, который умел считать до двух. Раз - это Фуртвенглер, два - это Бернстайн. Но к этому еще надо было придти. С каждым меня связал случай. Расскажу про второй.
В одно теплое солнечное утро я пошел в музыкальный салон. Ребята пригласили послушать новую систему, которую они привезли. Народу было мало, и в зале для прослушивания никого не было. Они мне сказали: "Ну ты тут давай сам, выбери чего-нибудь и послушай. Мы ушли к покупателям". Я порылся в цифровом мусоре и выбрал альбом, который, на мой взгляд, должен был быть хорошо записан.
Фирма Сони-Колумбия. Я ж пришел звук послушать. Включил. И... на полтора часа выпал из пространства и времени. И так сложилось, что за это время меня никто не побеспокоил. После прослушивания я взмолился: "Ребята! Продайте мне этот диск!" Уковырял. Описывать музыку не вижу смысла. Это как передать вкус экзотического фрукта, который никто не ел. Но я был не я, если бы не попробовал найти эту запись в более приемлемом качестве. Нашел.
Довесок немного другой. Но я ж искал именно девятую, запись 1977 года, с Нью-Йоркским филармоническим. Если выйти на сайт AMG (All Music Guide), то можно увидеть оценку этого альбома пользователями - пять звезд.
Состав:
Знал ли я раньше о Леонарде Бернстайне?. Знал, конечно. Кто ж не смотрел Вестсайдскую историю? Я смотрел. Но запомнил больше танцы и красавицу Наталью Николаевну Захаренко. Ой, что я говорю. Натали Вуд, конечно. И ее задача там не петь. Как в том анекдоте - Ты не пой, ты ходи. Но до фильма, вышедшем в 1961 году, и получившего 11 Оскаров, был мюзикл и запись 1957 года.
Это культовая музыка для американцев. А для нас - просто хорошая. Но в Америке это был культурный взрыв. Три песни из этого мьюзикла, а точнее, из музыкальной криминальной драмы, фильма, вошли в список 100 лучших песен из американский фильмов за 100 лет: "Somewhere", "America" и "Tonight". Но на мой взгляд, как композитору Бернстайну до Гершвина далековато. Другие так не считают.
А вот как дирижер Бернстайн сильно отличался от остальных, и тут мало кто с ним сравнился бы в тот период. Его энергия, его темперамент, даже его выходки покоряли слушателей.
Всегда есть вопрос, - "А с кем сравнивать"? Обычно его сравнивают с Гербертом фон Караяном. Это два антипода. С одной стороны, немецкая точность и выверенность музыкальных произведений. С другой живость, энергия и оптимизм. Достаточно посмотреть фильмы, где Бернстайн дирижирует оркестром. Энергия из него так и прет. И этой энергией он заражал музыкантов и слушателей. Как говорят о нем, - !Он жаждал не власти, но любви: и искал ее с такой одержимостью, с какой Караян — власти!.
И, самое главное, находил. Его обжали. Популярность Бернстайна была сравнима с популярностью Фрэнка Синатры. Это когда же так было, чтобы классический дирижер мог сравниться с самой популярной поп-звездой. Кроме того, Бернстайн занимался благотворительностью и сыграл важную роль в популяризации музыки. Делал записи для детей. Так поступали многие великие. Например, Стоковский. Можем сравнить "Ученика Чародея" в мультфильме Диснея "Фантазия" со Стоковским, с вариантом Бернстайна.
Обруганный при своей жизни за свою экстравагантность, в конце жизни и после смерти к нему стала приходить еще большая любовь и слава. Когда годом раньше умер Караян, скорбели корпорации. Когда умер Бернстайн, во всех столицах западного мира плакали мужчины и женщины. Видать, со своей "Somewhere"(из Вестсайдской Истории) он зашел во многие сердца.
Я бы исполнение музыкальных произведений Бернстайном охарактеризовал бы кратко - не скучно. Музыка захватывает твое сердце и твой ум. И ты не скучаешь, как бывает на других дирижерах.
Бернстайн занял второе место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. Мне вспоминаются слова великого скрипача Яши Хейфеца (если правильно помню). Его спросили о его месте в рейтинге скрипачей.
- Я - второй в мире, - сказал Яша.
- А первый кто?
- А первых много.
Бернстайна обвиняли в голубизне. Но, как сказала жена одного дирижера, чтобы получить карьерный рост, в этой среде надо быть или слыть голубым. А похоронен Бернстайн рядом со своей женой и партитурой симфонии Малера на груди.
Хотелось бы закончить повествование о великом дирижере словами Нормана Лебрехта. Я бы таких слов не нашел.
Живой Бернстайн подвергался насмешкам за вопиющее выставление им напоказ своих недостатков, за ненасытимую потребность привлекать к себе внимание публики. Назвав себя человеком, добившимся "самого большого со времен Иисуса Христа успеха", он лишил некрологистов возможности восхвалять его и облегчил работу своим обличителям.
Мертвый, он обретал ореол мученика по мере того, как критики осознавали, что, сосредоточившись на очевидных его недостатках, они проглядели размер личности этого человека. Музыканты из оркестров Нью-Йорка, Лондона, Вены, Амстердама и Рима, с которыми он выступал, облачившись в черное, сошлись, чтобы попрощаться с ним, в «Карнеги-Холл», подиум которого казался пустым и мрачным, как никогда прежде. Бернстайн во плоти был одновременно и неотразимым, и несносным. Бернстайна ушедшего ожидала скорая канонизация, как последнего из дирижеров-титанов, оставивших после себя преемников бесцветных и неубедительных.
Лайк и подписка на канал - это хорошо
ЧИТАЙТЕ также:
Расизм и слава, обожание и забвение, вредные привычки и мистика Кинга