С 1 июля 2021 года электронную подпись можно получить в налоговой, что я и сделал. Тем более это бесплатно. В отличии от обычных ЭЦП срок ее действия 15 месяцев. И за это время с подписью (а именно с ее носителем) может произойти, что угодно. Вопрос в том, как ее восстановить потом?
Особенность ЭЦП от ФНС в том, что записать ее можно только на защищенный носитель - обычно Рутокен или JaKarta - и она при этом неэкспортируемая. Что это значит. Если раньше можно было (хотя и не рекомендовалось) записывать подпись на USB-флешку, а потом сохранить копию ключей где-нибудь на компьютере, то сейчас так не получится. Программа обслуживания просто не разрешит вам экспортировать подпись. То есть копию вы сделать не можете. И если что-то произойдет с носителем, придется подпись менять.
Так и произошло со мной. За мою долгую ИП-шную жизнь я пользовался подписями и на обычной флешке, и на защищенной. Их скопилась небольшая горка. В поход в "обитель зла" я взял самую красивую - яркую Jakarta - куда мне, собственно, и записали ЭЦП.
Я пришел домой, проверил, все работало. Открыл программу ЭДО (электронного документооборота), поставил на подписывание пару десятков документов, процесс пошел, и... В середине он прервался, выскочила ошибка доступа к носителю. Удивленный, запустил программу обслуживания, и обнаружил, что на флешке ничего нет. Программа просто не видела подпись. Произошел сбой и доступ был утерян.
С учетом того, что я трепетно отношусь ко всяким устройствам, вряд ли у меня получилось бы утопить или раздавить Jakarta (если у вас получилось, расскажите эту увлекательную историю в комментариях), но я все равно потерял доступ к ЭЦП.
Начал гуглить, что делать - служба 8800 налоговой, как вы знаете, сейчас не работает, а на местах на весь процесс до сих пор смотрят с большими от удивления глазами. Выяснилось, что нужно приехать, написать заявление на аннулирование подписи и следом - заявление на выпуск новой.
Я не стал рисковать и записывать на старый носитель, купил на Озоне (у них пункт выдачи в нашем здании) или можно еще на Яндекс Маркете купить Рутокен Лайн за 1300 руб и отправился получать новую подпись.
Сотрудник ФНС, конечно, удивилась, что так быстро я вернулся за новой подписью, но сделала все быстро, процесс занял не более получаса. Надеюсь, эта ЭЦП прослужит мне 15 месяцев, а носитель - пока не сломается (или не выйдут новые правила и нужен будет другой - такое в России тоже часто случается)
Какие документы нужны:
Физическому лицу (Гражданину РФ):
Российский паспорт (оригинал или заверенная копия);
Заявление на выдачу сертификата (только оригинал);
Страховое свидетельство Пенсионного Фонда (СНИЛС) (оригинал или заверенная копия);
Свидетельство ИНН.
Юридическому лицу (в качестве владельца указана организация и генеральный директор организации):
Российский паспорт генерального директора (оригинал или заверенная копия);
Заявление на выдачу сертификата генерального директора (только оригинал);
Страховое свидетельство Пенсионного Фонда (СНИЛС) генерального директора (оригинал или заверенная копия);
Свидетельство ИНН генерального директора.
Юридическому лицу (в качестве владельца указана организация и уполномоченное лицо):
Российский паспорт уполномоченного лица (оригинал или заверенная копия);
Заявление на выдачу сертификата уполномоченного лица (только оригинал);
Страховое свидетельство Пенсионного Фонда (СНИЛС) уполномоченного лица (оригинал или заверенная копия);
Свидетельство ИНН уполномоченного лица;
Доверенность на право подписи (оригинал или заверенная копия);
Доверенность на получение сертификата (оригинал или заверенная копия).
В некоторых инспекциях еще требуют сертификат соответствия (он есть на фото) к носителю, но у меня не спросили (у коллег ИПшников тоже). Но сами понимаете...
А вы уже получили бесплатную ЭЦП от налоговой? Были какие-то приключения? Задавайте вопросы - если буду знать ответ, расскажу)