Наши мысли охватывают гораздо больше, чем наш взор и слух, иногда разъясняя нам окружающий мир, а порою задавая загадки.
Вот и я стал жителем Великого города - Санкт – Петербурга. Теперь это моё место постоянного жительства. Не говорю, что я петербуржец, потому что родился, вырос и жил вдали от этого удивительного города. Считаю, что для этого необходимо здесь пожить определённое время. Даже не с этого начинать – полюбить этот город, узнать его, испытывать гордость перед приезжими за то, что знаешь его и ценишь, живёшь вместе с ним! Хотя, для того, чтобы узнать Петербург требуется время и желание, и всё равно всего не узнаешь.
Вот есть у меня здесь родственник – Володя. Он приехал в город давно, женился, растит троих детей, которые родились здесь. Его бы я назвал петербуржцем. Володя знает и может рассказать о многих местах города. Причём его рассказы содержат факты, исторические справки, идут от души, поскольку он полюбил город, как и Санкт – Петербург его.
Я живу у станции метро Московская по синей ветки. На работу езжу по этой же ветке, выхожу на Удельной.
Поначалу для меня – провинциала метрополитен был в диковинку. До этого с ним приходилось сталкиваться в столице, но забывается со временем. В самом начале меня приветствовал знакомый запах метрополитена. Мне он нравится с детства. Вот – эскалатор, который устремляется вниз, сопровождая еле слышным звучанием работающего механизма. Там нас уже встречает неповторимый дизайн станции и звуки подходящих и отъезжающих поездов.
Вхожу в вагон, двери закрываются. Поезд, набирая обороты, устремляется вперёд. Нарастает шум, вагон слегка раскачивает. Одним словом – экзотика!
Но прошёл месяц, и первые восторженные впечатления немного улеглись. Я стал смотреть, кто едет рядом, кто подсаживается на соседних станциях? Кого - то уже знал в лицо. Есть люди, которые обратили на себя внимание, заинтересовали меня. Путь у меня был длинным, поэтому, машинально скрашивая дорогу, стал размышлять о попутчиках.
Военный - подполковник. Он садился на следующей после моей станции. Всегда чист, опрятен, выглажен. Впрочем, нормальный офицер и в обычной части будет в таком же виде даже в полевой форме. Вот петлички не мог разглядеть. Не будешь же подходить и пялиться. Командир части? Дислокации военных частей не знаю. Почему в метро, а не на автомобиле? Возможно, что так быстрее, Ещё вариант – на станции его может ждать машина из части. Он каждый день с портфелем. С таким добротным кожаным спутником средних размеров. Тут я подумал, что он может быть преподавателем одного из военных учебных заведений. Какого? Вопрос остался без ответа, и то, если мои предыдущие выводы были правильными.
Женщина с книгой. Эта пожилая дама садилась на станции Московские ворота и ехала до Петроградской. Ей всегда уступали место. Было в ней что – то необычное. Одета она была несколько старомодно, но добротно и даже элегантно. Выражение лица сочетало какую – то врождённую аристократию и душевное тепло. Если к ней обращались или уступали место, её спокойное лицо вмиг озаряла милая улыбка. Говорила она правильно, не спеша, хорошо поставленным голосом. Однажды она объясняла мужчине как лучше добраться до интересующего его места в районе станции Площадь Мужества. Я решил, что она коренная петербурженка.
Раньше всегда считалось, что коренные ленинградцы очень внимательны и отзывчивы. Сейчас, конечно это утверждать на сто процентов нельзя. Люди меняются, я имею ввиду определённую часть. Да и не будем сбрасывать со счетов, что понаехало в Северную столицу много кого. НО, речь не о них.
Доводилось, обратившись с вопросом к местным жителям, встречать участие и внимание, получать ответ и даже содействие. Значит, живут традиции.
Иногда обращаются за советом и ко мне. В основном это – как пройти, или найти. Я сам приехал в Петербург, меня никто не уговаривал, чтобы я осчастливил город своим скромным присутствием. Значит, не могу сказать, что в чужой монастырь, но стараюсь соблюдать Устав города на Неве. Не мною он написан, а рушить его не хочу и не имею права. Поэтому стараюсь максимально помочь обратившимся. Два раза из – за этого даже на работу опаздывал. В самый первый раз честно всё рассказал директору, с которым столкнулся в дверях, о причине. Рассказав, добавил, что не хочу и не буду его обманывать ни в большом, ни в малом. Он спокойно отпустил тогда меня на рабочее место. Так и поддерживаю в меру своих сил быль об отзывчивых местных жителях.
Почему – то эта дама ассоциировалась у меня с городом и его историей. Ещё она всегда читала какую – нибудь книгу, заботливо держа её в руке и элегантно переворачивая страницы. Ещё подумал, что эта женщина имеет отношение к искусству и культуре.
Парень и девушка – студенты. Эта парочка садилась на моей станции. Он был приезжим из небольшого городка в центральной России. Девушка была местной. Видно, что они были не только влюблены в друг друга, но и в Альма матер. Они постоянно обсуждали то лекции, то семинары, то подготовку к играм студенческой лиги «Что?Где?КогдА?». Причём делали это негромко. Я слышал отрывки их разговоров, которые подтверждали мои догадки, либо предвосхищали их.
Кавказец средних лет. Ярко выраженное кавказское лицо этого мужчины средних лет напоминало положительных героев из фильмов. При этом он всегда держался степенно. Даже когда однажды дородная женщина примерно его же возраста не поделила с ним пространство в вагоне и громко обвинила его в том, что они понаехали, он спокойно возразил ей что – то. Окружающие засмеялись, а бабёнка утихла. Он почти всегда ехал стоя, уступая место, оказавшимся рядом женщинам или старикам. Очки ему не шли, на мой взгляд, но и не сильно портили его внешность. Я крутил – вертел мысли и решил, что он врач или научный сотрудник. Другое почему – то не приходило в голову.
Нахальчик в очках. Этот персонаж заходил в вагон на следующей после моей станции. Он всегда оказывался в первом ряду перед дверью, даже впереди женщин. В вагоне он, как ужик, проскальзывал к свободному месту и замирал, вставив наушники в свои локаторы. Он опускал голову и делал вид, что дремлет. Так и ехал. Кто стоит рядом – его не волновало. Только на свою остановку поднимался бодренько. Молодой, здоровый, даже подкачанный, а с гнильцой – так считаю.
Солидный мужчина. Вот кого не смог расшифровать, так и не смог. Вариантов много: начальник среднего звена, директор, чиновник? Загадка осталась.
Мужичок – балагур. Он садился через две остановки от меня. Каждый раз, кто бы с ним рядом не входил в вагон, он что – то им говорил. Так не спеша, с улыбкой. Также у меня сложилось впечатление, что он всегда под шофе. Только это его нисколько не портило. Мне он напоминал какого – то сказочного героя, причём доброго. Он никогда ни на кого не злился. Мог включиться, причём ненавязчиво, в чужой разговор, отпустить комментарий по поводу чего – нибудь. Если ему кто – то делал замечание, он отвечал шуткой. Одна женщина лет сорока, обсуждала с подругой преимущества духов. Мужичок ехал молча остановки три - вникал. Потом не выдержал.
- Девушки, смею вас заверить, что лучших отзывов, чем об Александре третьем не доводилось слышать, - высказался он веско с видом эксперта именитой парфюмерной компании.
Женщины и половина вагона замолчали.
- Это, что такое? - поинтересовалась говорившая.
- Простой ароматный коктейль из одеколона «Саша» и «Тройной», - довольно пояснил мужичок.
Пол вагона засмеялось. Видимо у женщин выражение лица поменялось, как погода в высокогорье.
- Нет, нет, не подумайте, я сам не пил, никогда, - стал быстро говорить мужичок, - Мне коллега рассказывал, что был вынужден употребить сей напиток в рамках обстоятельств.
Вагон на такую тираду отозвался дружным смехом.
- Мужчина, что вы себе позволяете! - подняла голос вторая женщина, - Вмешиваетесь в разговор – это же крайне не прилично.
Только мужичок уже пришёл в себя и парировал приятным винным баритоном: - Вы, когда сердитесь, у вас морщинки появляются. А минуту назад были само очарование, достойное воплощения на полотне самыми лучшими художниками.
Пол вагона или все, кто слышал, ошарашенно притихли
Дама вначале смешалась, затем немного улыбнулась.
- Вы, оказывается, умеете быть галантным, - сменив, гнев на милость, ответила она.
Я решил, что он работает грузчиком, причём с юности и до наших дней.
Девушка с телефоном. Тут диагноз был прост – менеджер в какой – нибудь компании. Заходит с телефоном. Едет, смотрит, печатает, разговаривает. Выходит с телефоном. Одним словом дитя своего времени.
Вот такие выводы у меня появились относительно моих попутчиков.
Но прошёл год!
Так получилось, что приходилось бывать, общаться, узнавать. Итак.
Военный - подполковник – угадал, завкафедрой в военном училище. Был у нас на работе, вот и узнал о нём.
Женщина с книгой – заслуженная артистка, всю жизнь прослужила в театре. Правда, сама родом из Новосибирска. Переехала в Ленинград в 25 – летнем возрасте. Был в том театре и, увидев её портрет, поинтересовался.
Парень и девушка – студенты! Пока!
Кавказец средних лет - врач – хирург, причём довольно известный, даже со званием. Угадал!
Нахальчик в очках - остался неизвестен, да и к лучшему, чтобы профессию, которые другие славят, не марала его персонка – пусть и останется отрицательным персонажем.
Солидный мужчина - водитель одного из департаментов в Смольном. Вот это да! Молодец мужчина! Солидный, и всё тут!
Мужичок – балагур - заместитель директора одной компании по снабжению! - !? - !? - !? Нет слов – не угадал, но мужичок нормальный.
Девушка с телефоном - сотрудница кинокомпании. Они у нас как – то арендовали склад для съёмок.
Сегодня вновь захожу в вагон, присаживаюсь, смотрю на пассажиров и пытаюсь угадать.