Найти в Дзене
В гостях у муз

Зримая память истории

Сто тридцать два года назад (через пятьдесят лет после рождения фотографии) московская публика, пришедшая на Всероссийскую юбилейную фотографическую выставку, впервые увидела работы доселе неизвестного провинциального фотографа из Нижнего Новгорода Максима Дмитриева. Он представил 53 большеформатных снимка самых различных жанров: бытовые сцены, портреты, пейзажи и артистические композиции. Работы новоявленного мастера отличались филигранным мастерством. Его экспозиция , названная "Волжской коллекцией", была удостоена специального доклада на заседании фотографического отдела Русского технического общества. Фотограф не ограничивался работой в ателье, которое охотно посещали В. Г. Короленко, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький. Мастер не пропускал ни одной ярмарки, где каждое лето открывал свой павильон на Фотографической линии. С тяжёлой фотокамерой формата 18х24 сантиметра он шёл к бурлакам и крючникам, на фабрики и заводы, даже в тифозные бараки. На выставке в Париже 1892

Сто тридцать два года назад (через пятьдесят лет после рождения фотографии) московская публика, пришедшая на Всероссийскую юбилейную фотографическую выставку, впервые увидела работы доселе неизвестного провинциального фотографа из Нижнего Новгорода Максима Дмитриева.

Максим Петрович Дмитриев
Максим Петрович Дмитриев

Он представил 53 большеформатных снимка самых различных жанров: бытовые сцены, портреты, пейзажи и артистические композиции. Работы новоявленного мастера отличались филигранным мастерством.

Его экспозиция , названная "Волжской коллекцией", была удостоена специального доклада на заседании фотографического отдела Русского технического общества.

Фотограф не ограничивался работой в ателье, которое охотно посещали В. Г. Короленко, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький. Мастер не пропускал ни одной ярмарки, где каждое лето открывал свой павильон на Фотографической линии.

С тяжёлой фотокамерой формата 18х24 сантиметра он шёл к бурлакам и крючникам, на фабрики и заводы, даже в тифозные бараки.

На выставке в Париже 1892 года М. Дмитриев был удостоин золотой медали по разделу профессиональной художественной фотографии. Он показал парижанам снимок большой социальной силы - "Арестанты на строительных работах".

Нам интересно просматривать работы мастера не только с художественной точки зрения, но и с точки зрения исторической. Ведь на его работах отражена Россия на рубеже двух веков.

Фёдор Шаляпин с женой Иолой Игнатьевной. 1903 г.
Фёдор Шаляпин с женой Иолой Игнатьевной. 1903 г.
Тишина.
Тишина.
А. М. Горький и Е. П. Пешкова в кругу нижегородских друзей.
А. М. Горький и Е. П. Пешкова в кругу нижегородских друзей.
Первый русский автомобиль конструкции Яковлева и Фрезе. 1896 г.
Первый русский автомобиль конструкции Яковлева и Фрезе. 1896 г.
Сбор средств на борьбу с туберкулёзом. 1912 г.
Сбор средств на борьбу с туберкулёзом. 1912 г.
Сельский ложкарный торг.
Сельский ложкарный торг.
Село Бор. Горшечный ряд.
Село Бор. Горшечный ряд.
Ромодановский вокзал в Нижнем Новгороде. Перед приходом поезда. 1910-е гг.
Ромодановский вокзал в Нижнем Новгороде. Перед приходом поезда. 1910-е гг.
Лавка старьевщика в Балчуге. 1890-е гг.
Лавка старьевщика в Балчуге. 1890-е гг.
Голодный год. В земской больнице. 1891-92 гг.
Голодный год. В земской больнице. 1891-92 гг.
Кулебакский горный завод. "Дубинушка". 1910-е гг.
Кулебакский горный завод. "Дубинушка". 1910-е гг.

Дмитриев продолжал активно участвовать в выставках, как в российских: в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде , Казани, Одессе, так и в международных: в Париже, в Амстердаме, в Чикаго, в Нью-Йорке, в Сан-Жиле и других, причем практически каждая выставка пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов. Несмотря на модные веяния он продолжал снимать, используя камеры большого формата и альбуминную бумагу, применяя и новшества: гуммиарабиковую печать, печать в различных цветных тонах, изготовление фотографий на материи, стекле.

После падения старой власти с 1918 года частный фотограф Дмитриев начинает испытывать большие жизненые проблемы. В октябре 1919 года ГубЧК был арестован его зять Александр Пирожников, с большим трудом Дмитриев сумел отстоять зятя.

К 1929 году частные фотосалоны в СССР были национализированы или закрыты. Власти причисляют фотографа Дмитриева к разряду промышленников, использующих наемный труд, что облагалось непомерными налогами. И в конце 1929 года Нижегородская фотография М.Дмитриева была национализирована и стала государственным предприятием (фотографией Детской трудовой коммуны (ДТК)). Власти заключили трудовой договор с Дмитриевым, согласно которому он принимался на должность павильонного фотографа и заведующего художественной частью фотоателье. В 1933 году Дмитриев захотел перевезти свой личный фотоархив из ДТК к себе на квартиру, но местные власти запретили это делать и конфисковали у фотографа около семи тысяч негативов, часть из которых позже была утеряна.

Последние годы Максим Дмитриев прожил в доме своего зятя А. Пирожникова. Похоронен Максим Петрович на «Бугровском» кладбище Нижнего Новгорода (изначально — на кладбище Крестовоздвиженского женского монастыря, после его ликвидации в 1950-е захоронение перенесено на городское (новое) кладбище по ул. Пушкина), неподалёку от могилы своего учителя А.Карелина.

В здании, где было ателье Дмитриева, в 1992 г. создали музей фотографии: «Русский музей фотографии».

Подпишитесь на мой канал!
Ставьте лайки.
Мне интересны ваши комментарии.

Все мои статьи можно найти по этой ссылке