Трехтомный роман-эпопея Джона Рональда Руэла Толкина является одной из икон жанра фэнтези. История путешествия отряда хранителей к роковой горе переведена на десятки языков, издана многомиллионными тиражами и неоднократно экранизирована (правда, до Питера Джексона получалось не то).
Популярная на родине писателя и в Соединенных Штатах книга длительное время оставалась неизвестной для отечественного читателя. Но в начале 90-х на рынке появилось сразу несколько переводов (считая вышедший еще в 1982 году вариант Муравьева и Кистяковского). И с этого момента на территории едва распавшегося СССР началось заболевание Средиземьем.
Чем же так подкупила фэнтезийная история жителей России и стран ближнего зарубежья? Чем зацепил британский писатель выросших на Носове, Крапивине и Успенском бывших советских девчонок и мальчишек? По большому счету, именно тогда формируется «Ролевое движение» и складывается традиция Хоббитских игр. В их основе лежит именно «Властелин колец», хотя разнообразного фэнтези, переведенного на русский, хватало. Да и в исторические романы никто не запрещал играть.
При всем уважении к литературному дарованию Толкина, одного таланта мало. Английскому писателю удалось создать яркое, красочное и тщательно продуманное произведение (12 лет писал. Роулинг в шоке). Не подкачали и переводчики, подарившие незнакомым с английским языком читателям сразу несколько годных вариантов книги на русском языке. Но секрет не в этом.
Вчерашние советские граждане, заглянув под обложку с надписью «Властелин колец», увидели в книге свою страну. Ту, в которой они жили в настоящий момент. Мир, описанный у Толкина в ВК — это мир, у которого уже все было.
Передвигаясь по Средиземью, Фродо и его спутники раз за разом сталкиваются с грандиозными памятниками шедшей эпохи. Огромная башня Заветери, величественный Казад-Дум, известный негномам под названием Мория, полузаброшенный Изенгард, гигантские статуи на Андуине, Кирит-Унгол и так далее.
По пути они слышат рассказы о знаменитых королях прошлого, видят материальные свидетельства величия ушедших народов. Постоянно сталкиваются с последствиями давних войн. Наверное, так себя чувствовали жители средневековья, глядя на останки Римской империи.
И ровно те же чувства возникали у граждан только что закончившего свое существование СССР. Вокруг стояли здания заброшенных кинотеатров и клубов. Просторные залы вокзалов и площади вокруг транспортных узлов покрывались разномастными палатками торговцев всем, что удалось дотащить до прилавка. Схожие процессы шли в ставших внезапно слишком большими магазинах. Стремительно ветшали недостроенные здания и ставшие ненужными корпуса заводов, на стенах которых проглядывали суровые лики позабытых кумиров. Магия коммунизма ушла куда-то за грань, а на ее место приходила разруха, хаос и отсутствие перспектив.
Мир, родившийся в голове Толкина, оказался настолько похож на постсоветскую реальность, что в него не нужно было особенно погружаться. Но у него было одно неоспоримое преимущество — хороший конец. И это подкупало.
А как вы считаете, почему «Властелин колец» приобрел такую популярность на территории бывшего Советского Союза?