Найти тему
Ruberoid

Карл Дункер и его задача с свечой.

1. Биография

Карл Дункер - значимый представитель гештальтпсихологии. Для начала стоит разъяснить, что из себя представляет гештальтпсихология.

  • Гештальтпсихология — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности.
Родился Карл Дункер 2 февраля в 1903 году, город Лейпциг, Германия. В 1925 году получил образование доктора философии в Берлинском университете, чуть позже получил второе образование в университете Кларка. В 1935 году изгнанный нацистами, он получил должность ассистента в Кембридже у Фредерика Чарльза Бартлетта, после этого иммигрировал в США, где снова работал ассистентом Вольфганга Калера в Swathmore College. В возрасте 37 лет покончил жизнь самоубийством, 1940 год.

2. Проблема свечи

Карл Дункер стал известен благодаря своему эксперименту "Проблема свечи", в результате которого он ввел термин "функциональная неподвижность", но об этом позже. Для наглядности предлагаю самостоятельно решить его задачу, условия такие: На столе есть свеча, коробка спичек и коробка с канцелярскими кнопками. Закрепи свечу на стене так, чтобы воск не капал ни на пол, ни на стену.

  • Стол находится в центре комнаты, двигать его нельзя.
  • Свечу нужно обязательно зажечь.

Решение проблемы очень простое, но не очевидное для многих. Когда я проводил эксперимент на своих знакомых, я слышал множество интересных теорий, о конструкции из кнопок, о плавки свечи, и о других забавных инженерских находках. Но вся суть эксперимента не в этом, а в коробке с кнопками, которую нужно использовать как подставку для свечи. Просто вытаскиваем все кнопки, крепим коробку на стену, в неё ставим свечу - profit, задача решена. Вся суть задачи в том, чтобы заметить коробку, а не только содержимое в ней.

-2

3. Статистика

Интернет говорит нам, что в среднем на решение задачи уходит от 5 до 10 минут, но ради интереса я решил проверить эксперимент на своих друзьях и родственниках. Были люди, которые решали задачу в пределах одной минуты, их оказалось меньшинство (приблизительно 15%), большинство же решало задачу на протяжении 4-6 минут (приблизительно 50% опрошенных), некоторые решали задачу >10 минут, таких людей было 35% (к слову, самые оригинальные и забавные находки придумывали именно они)

Данные могут разниться, это лишь лично мои замеры.
Данные могут разниться, это лишь лично мои замеры.

4. Функциональная неподвижность

В результате этого эксперимента Карл Дункер ввел термин функциональной неподвижности (фиксированности).

  • Функциональная неподвижность - это когнитивная предвзятость , которая ограничивает человека использовать объект только так, как он используется традиционно.

Поэтому множеству людей бывает затруднительно начать использовать вещи иначе, в зависимости от обстоятельств. Эксперимент со свечкой - наглядный пример функциональной неподвижности. Большинство людей в начале подумали, что коробка - это объект для хранения кнопок, а не ключевой предмет в задаче.

Список источников:
https://star-wiki.ru/wiki/Karl_Duncker https://goo.su/ETS
https://psyera.ru/karl-dunker-bio.htm https://postnauka.ru/faq/69883 https://rb.gy/qv2zha
https://star-wiki.ru/wiki/Functional_fixedness

Статья не претендует на научную работу, я лишь попытался сгруппировать всю информацию из интернета, произведя свой собственный анализ. Возможны правки и корректировки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц