Найти тему
Библио-лаборатория

"Один на дороге" Владимира Михайлова. Фантаст в нефантастике: дуэль саперов сквозь время

Владимир Михайлов оставил яркий след в отечественной фантастике. Парадоксальным образом это не было, так сказать «мечтой всей его жизни» - изначально он вообще не планировал обращаться к фантастическому жанру, но неожиданно оказалось, что его фантастические произведения печатают охотнее, чем другие… В результате любителям фантастики повезло получить еще одного блестящего автора.

За всю свою достаточно плодотворную литературную карьеру Михайлов лишь однажды позволил себе всерьез отойти от фантастики: в 1987 году впервые выходит его роман «Один на дороге», посвященный саперам послевоенного времени.

Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всем. «Один на дороге» - роман многоплановый, его можно читать как бы «на нескольких уровнях». Самый очевидный, и, конечно же, самый динамичный уровень — это противостояние сквозь время двух мастеров: немецкого аса минирования, славившегося тем, что никто не мог разгадать его взрывчатые «головоломки», и советского сапера, тоже прошедшего войну, а теперь, спустя долгие годы, вынужденного снова вступить в бой. Тайная бактериологическая лаборатория, заминированная так, чтобы в случае подрыва выбросить все свое жуткое содержимое наружу — в центр густонаселенной мирной Риги. Дуэль сквозь десятилетия…

Рига времен войны
Рига времен войны

Другой уровень — это лирическая линия главного героя. Как, увы, у многих военных, личная жизнь его не сложилась, и вот приехав в смертельно опасную командировку, он неожиданно встречается с, казалось бы, совершенно не подходящей ему по характеру женщиной — самоуверенной, взбалмошной… И, как это бывает, они, сами того не желая, внезапно оказываются нужны друг другу.

Третий уровень — это осмысление главным героем своей армейской жизни. Что такое армия, зачем она нужна, как понять, принадлежишь ты ей или нет, способен ли впитать в кровь, в душу этот странный, непривычный и даже непонятный для постороннего взгляда образ жизни. Эта часть книги, конечно же, автобиографична — ведь когда-то и сам Михайлов делал выбор между армией и гражданской жизнью. Нам, читателям, повезло с его выбором — благодаря ему мы теперь наслаждаемся его прекрасными книгами, а вот Владимира Дмитриевича, видно, в свое время одолевали сомнения и тяжелые мысли, если спустя почти тридцать лет он все еще хотел излить их на бумагу.

-3

Но есть еще и четвертый уровень — это Рига. Его условно можно тоже назвать автобиографическим, но город выступает почти как отдельный персонаж — чувствуется, что Владимир Михайлов, большую часть своей жизни проживший в Риге, очень любил этот город. Нет, он удержался от того, чтобы превратить роман в замаскированный путеводитель, но все же особая любовь к Риге прослеживается совершенно отчетливо.

Переходя на более шутливый тон, можно сравнить «Один на дороге» с «Войной и миром». Осужденные на прочтение литературного кирпича школьники обычно подходили с противоположных направлений: мальчики пролистывали весь «мир» и читали про войну, девочки, соответственно, наоборот. «Один на дороге» можно при желании читать таким же образом: либо следовать исключительно военно-приключенческой линии, либо погружаться в личные переживания главного героя.

Но если вы хотите получить истинное удовольствие от этой книги, лучше все-таки читать ее как единое целое. Очень хорошее целое.