Якима́нка — район Москвы, который расположен в Центральном административном округе. В состав Якиманки входит западная часть исторического Замоскворечья (граница с районом Замоскворечье проходит по улице Большая Ордынка) в пределах Садового кольца, а также Парк культуры им. Горького, Нескучный сад и несколько кварталов за Садовым кольцом. На территории Якиманки расположена Государственная Третьяковская галерея.
Своё название этот район Центрального округа получил по улице Якиманке.
В свою очередь улица стала так именоваться по находившейся здесь церкви Иоакима и Анны. Впервые она упомянута в летописях за 1493 г.
Поговорим об исчезнувших поселениях, которые находились на территории нынешнего района...
Колычево
Можно предположить, что церковь Иоакима и Анны была центром небольшого села Колычева, которое стояло здесь вплоть до конца XV в. Тогда в Замоскворечье появились первые городские кварталы.
В 1657 г. она упомянута как деревянная. В 1684 г. была перестроена в камне. Церковь простояла вплоть до 1969 г., когда была взорвана при устройстве нового проезда...
Своё название село получило от фамилии Колычевых.
Колычевы были одним из самых известных родов московского боярства XV— XVI вв. и вели свое происхождение от Фёдора Колыча, жившего на рубеже XIV—XV вв. Наиболее видным и известным её представителем был Филипп Колычев, митрополит «всея Руси» в годы опричнины Ивана Грозного.
Хвостовское
До вхождения этой территории в состав города здесь находились и другие сёла. Наиболее древним из них было село Хвостовское, упомянутое в завещании (духовной грамоте) Дмитрия Донского 1389 г.:
«А из Московских сел даю сыну своему, князю Василью: Митин починок, …, Копотеньское, Хвостовское, у города луг Великий за рекою» ...
Название села восходит к имени известного московского тысяцкого середины XIV в. Алексея Петровича Хвоста, убитого в 1356 г. Ныне о нём напоминают 1-й и 2-й Хвостовы переулки.
Позднее на месте села образовалась стрелецкая слобода, центром которой являлся храм Петра и Павла, построенный в 1649 г. стрельцами «Иванова приказа Полтева».
Род Хвостовых принадлежал к древнейшим фамилиям московского боярства. В середине XIV в. Хвостовы соперничали с Вельяминовыми за обладание важнейшей должностью московского тысяцкого. При Иване Калите этот пост занимал Протасий Вельяминов. В начале княжения сына Калиты — Семёна (Симеона) Гордого Алексей Петрович Хвост попал в опалу. По предположению академика С.Б. Веселовского, причиной этого стало его чрезмерное честолюбие, проявленное в борьбе с Вельяминовыми за должность тысяцкого.
Эту борьбу Хвостов проиграл, и новым тысяцким стал сын Протасия - Василий Вельяминов.
Однако потом опала с Хвоста была снята.
В 1347 г. он вместе с боярином Андреем Ивановичем Кобылой исполнял очень почётное поручение. Великий князь Семён Гордый посылал их сватами в Тверь за своей невестой Марией, дочерью великого князя тверского.
С появлением в 1353 г. на московском престоле Ивана Красного должность тысяцкого вторично стала предметом борьбы. На этот раз Алексей Петрович одолел Вельяминовых, но эта победа стоила ему жизни. 3 февраля 1356 г., во время заутрени, Алексей Петрович был убит «дивно некако и незнаемо» и найден лежащим на Кремлевской площади...
Летописцы рассказывают об этом событии как-то сбивчиво. Загадочно. С недомолвками. Одни говорят, что Алексей Хвост был убит «боярскою думою», то есть в результате заговора бояр. Другие выражаются менее определенно...
Но убийство было действительно «дивно». Ведь у бояр было правило никуда не выходить без сопровождения вооруженных слуг. А здесь был убит не кто иной, как тысяцкий, то есть главнокомандующий московским ополчением. Явно, что Алексей Петрович был предан и убит своими слугами, подкупленными его врагами из боярской среды. И всё же понятно, что нити убийства тянулись к Вельяминовым.
В том же году летописец сообщает, что убийство Алексея Хвоста вызвало в Москве мятеж. И «по последнему пути» большие московские бояре бежали в Рязань. Летопись не называет их поименно, но под следующим годом сообщает, что великий князь Иван Красный, отсутствовавший во время этих событий в Москве, вернувшись из Орды, должен был примириться с боярами. Среди них был упомянут внук Протасия — Василий Васильевич Вельяминов. Он и получил должность тысяцкого и занимал её вплоть до своей кончины в сентябре 1373 г.
Что же касается Хвостовых, то после убийства Алексея Петровича они так и не смогли оправиться от поражения. Род Хвостовых навсегда утратил своё положение в боярской среде…
Кадашево
Другим селом здесь было Кадашево, память о котором осталась в названиях Кадашёвских набережной и переулков.
Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III от 16 июня 1504 г., где «отписывает» своему старшему сыну Василию поселения около Москвы:
«Да ему ж даю селцо Семчинское, и с дворы с городскими, и с Самсоновым лугом, да село Воробьево, и с Володимеровским, и с Семеновским, и с Воронцовским, и с Кадашовым, и с деревнями, как было при мне.»
Так вот, к середине XVI в. здесь образовалась Кадашевская слобода.
О происхождении слова «кадаш» в исторической литературе были высказаны четыре разных мнения.
По одному, «кадаш» происходит от слова «кадка», здесь якобы жили кадочники (бондари).
По другой версии— от татарского слова «кади» (судья). Якобы тут селились татарские судьи и производили суд и расправу над обитавшими в Москве татарами.
Третья версия учитывает тот факт, что в слободе жили ткачи, и производит её название от слова «катать» — мыть ткани.
Последняя гипотеза выводила этимологию слова «кадаш» от тюркского «товарищ, свободный человек» и объясняла, что слобода являлась поселением свободных людей.
Отметим, что в XVII в. основным занятием людей, которые жили в этой слободе было «хамовное дело». И первые известия об этом относятся к 10-м годам XVII в. С конца 1620-х годов Кадашево, где работала небольшая придворная мастерская, поступила в ведение Царицыной Мастерской Палаты. «Государево хамовное дело» в связи с особенностями производства различных видов изделий распадалось на ряд специальностей. Разделение труда в слободе происходило по двум основным процессам хамовного производства — прядению и ткачеству.
Работали на обычных для XVII в. станках (основы их конструкции сохранялись вплоть до начала XX в.). Полотна, изготовляемые на подобных станах, получались узкими — 9—10 вершков ширины (1 вершок = 4,445 см), и поэтому скатерти приходилось сшивать из двух-трёх полотнищ («столбцов»). В качестве сырья использовался, как правило, лён. Хлопчатобумажное полотно производилось в небольшом количестве в виде «столбцов хлопчатых скатертей».
В слободе в начале 1690-х годов возникло производство парусных полотен, что было связано с первыми попытками Петра I создания флота.
В первой половине XVII в. работа ткачей и ткачих, прядильщиков и прях обычно производилась на дому. И хотя существовали «избы», построенные в 1625 г. для рукодельниц, занятых подготовкой узорных тканей, и швей посольских скатертей и убрусов, многие мастерицы в них не работали.
Однако производство требовало тесного взаимодействия между его членами. Новые хамовные палаты, построенные в 1658—1661 гг., несравненно большие по своим размерам, чем традиционные избы хамовников, изменили ситуацию. Главное каменное здание двора было двухэтажным с двумя палатами в нижнем и тремя палатами в верхнем этаже.
Хамовный двор был производственным и территориальным центром Кадашевской слободы.
Распоряжалась производством и мастерицами Кадашевская приказная боярыня, жившая в особом помещении на Хамовном дворе. В обязанности приказной боярыни, являвшейся представительницей домового хозяйства царицы, входило наблюдение за исправным изготовлением «белой казны».
Царицына Мастерская Палата определяла общее количество «окладных дел», то есть общую норму выработки полотна и различных ткацких изделий.
После «морового поветрия» середины XVII в., когда число кадашевцев резко сократилось, в слободу перевели более двух десятков семейств хамовников из ярославского села Брейтова, где также занимались ткачеством.
Центром слободы был храм Воскресения.
Документально он известен с 1625 г.как деревянный. В 1657 г. храм показан уже был перестроен как каменный. Поскольку слобода была очень большой (в 1632 г. в ней был 261 двор, а в 1653 г. — 372 двора), вскоре здесь появился второй храм во имя св. Космы и Дамиана, располагавшийся в начале улицы Большая Полянка.
Находившаяся здесь деревянная церковь была перестроена в камне в 1656 г.. Разрушена в 1930-е годы.
Екатерининская слобода
По соседству с Кадашевской находилась небольшая Екатерининская слобода, в которой жили белильщики тканей. Сначала она числилась дворцовой, а затем стала черной.
Искусство беления так же старо, как и само прядильное производство. В древности для этого употребляли щёлок из растений, а также прибегали к влиянию солнца, выстилая «товар» на луга, где под действием света и влаги происходило медленное отбеливание. Обработка щелочами, промывание водой, выстилание на лугу повторялось по несколько раз, пока ткань не приобретала желаемой белизны, что тянулось более полугода. Такой способ беления применялся повсеместно вплоть до конца XVIII в., когда французский химик Бертолет в 1784 г. впервые воспользовался для отбеливания ткани открытым тогда хлором.
Центром слободы являлась церковь великомученицы Екатерины.
Как деревянная церковь известна с 1612 г. В летописях 1657 г. показана уже каменной...
Постепенно слобода потеряла свой ремесленный характер. Так в 1667 г. в Екатерининской слободе большинство дворов уже принадлежало дворянам и мелким приказным служителям.
Память о слободе долгое время сохраняли Большой и Малый Екатерининские переулки, позднее переименованные в Погорельский и Щетининский.
Казачья слобода
Московские 1-й и 2-й Казачьи переулки отмечают место Казачьей слободы.
Её центром являлась церковь Успения Богородицы.
Среди историков -москвоведов есть мнение, что первоначально здесь находилась Коломенская ямская слобода с храмом св. Флора и Лавра, покровителей коней. Но потом после её перенесли на Зацепу, где устроили новую одноименную церковь.
В Смутное время эти места в результате неоднократных осад города были полностью сожжены. На образовавшемся пустыре уже при царе Михаиле Романове были поселены казаки, игравшие довольно заметную роль в годы его царствования. Они были подчинены особому Казачьему приказу, который заведовал атаманами и всем казачьим войском, служившим в качестве конницы и пехоты как в Москве, так и в других городах.
Но уже при царе Алексее Михайловиче Казачий приказ был упразднён. Сами казаки слились с основной массой стрельцов. В конце XVII в. здешний храм был перестроен в камне стольником Василием Федоровичем Полтевым.
Стрелецкие слободы
Замоскворечье было одним из самых опасных в военном отношении районов первопрестольной. Поэтому, помимо казаков, здесь располагались и стрельцы. О существовании одной из таких стрелецких слобод напоминают 1-й и 2-й Спасоналивковские переулки и церковь Спаса Преображения «в Наливках». Объяснение этого довольно странного названия находим в «Записках о Московии» С. Гёрберштейна.
В книге говорится что великий князь Василий III «выстроил для своих телохранителей за рекою новый город Нали (Nali, Наливки), что по-русски значит „наливай“, потому что им одним позволено пить мед и пиво, когда хотят; поэтому они и удалены за реку, чтобы не заражать других своим примером».
Впрочем, среди краеведов были высказаны и другие точки зрения. Одна из них производит это название от существовавшей здесь деревни Наливки, но наличие которой не подтверждается ни одним источником. Другая полагает, что здесь произрастали рощи, называвшиеся Наливками.
При царе Михаиле Романове здесь были поселены стрельцы, которые в 1642 г. построили тут церковь, которая отмечена как находившаяся в «Степанове приказе Алалыкина».
Еще об одной стрелецкой слободе напоминают Пыжевский переулок и церковь Николая Чудотворца «в Пыжах».
Документально она известна с 1635 г. В 1657 г. она показана деревянной, а к 1672 г. была перестроена в камне стрельцами «Богданова приказа Пыжова».
Толмачи
Название церкви Николая Чудотворца в Толмачах и получившие по ним своёе наименование Малый и Большой Толмачёвские переулки зафиксировали существование здесь слободы толмачей, то есть переводчиков Посольского приказа.
Храм Святителя Николая в Толмачах известен тут с 1625 г. и был перестроен в камне в 1697 г.
Если быть точным, то толмачи делились на две категории — переводчики, переводившие письменные тексты, и толмачи, чьей специализацией был перевод устной речи. В 1665 г. в штате Посольского приказа было 16 переводчиков и 41 толмач «разных языков». В 1689 г. в нём значилось уже 22 переводчика и 17 толмачей. Переводчиками и толмачами польского и латинского языков часто были выходцы из Западной Руси. Переводчиками и толмачами татарского языка — романовские или касимовские татары. Изучать восточные языки молодых подьячих часто посылали в Астрахань, для изучения греческого языка — в Константинополь, а немецкого — в Германию.
Работа в Посольском приказе была очень напряженной. Когда в декабре 1649 г. был издан царский указ, чтобы «по субботам после обеда, а в воскресенье до обеда в приказах не сидеть и дел никаких не делать», из этого правила был изъят Посольский приказ.
По словам Григория Котошихина, в бытность свою служившего в этом приказе переводчиком, бывала «на Москве работа по вся дни, когда прилучатца из окрестных государств всякие дела… а переводят, сидячи в приказе, а на дворы им самых великих дел переводитн не дают, потому что опасаются всякие порухи от пожарного времени и иным причинам».
Для толмачей было установлено круглосуточное дежурство: «…толмачи днюют и ночуют в приказе, человек по 10 в сутки». Подобное правило вызывалось необходимостью — так, в 1675 г. при дворе царя Алексея Михайловича одновременно было 8 посольств и в любой момент могла возникнуть необходимость в услугах толмачей.
Для них также была выработана особая присяга:
«государских тайных дел русским всяким людям и иноземцам не проносить и не сказывать, и мимо государского указа ничего не делать, и с иноземцами про Московское государство и про все великие государства Российского царствия ни на какое лихо не ссылаться и не думать».
Малые Лужники
Существующая и поныне церковь Иоанна Воина «в Малых Лужниках» на Якиманке напоминает о существовавшей здесь дворцовой конюшенной слободе Малые Лужники. Храм известен как деревянный с 1625 г. В 1653 г. в слободе насчитывалось 27 дворов.
Голутвино
К северу от Малых Лужников располагалась монастырская слобода Голутвино. Память о слободе сохранили Голутвинские переулки.
Это название пытались вывести от старого слова «голутва». В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона слово «голутва» означает росчисть, вырубку, просеку в лесу. Однако своё наименование поселение получило по монастырскому подворью коломенского Голутвина монастыря, которое упоминается здесь под 1472 г. Сам коломенский Голутвин монастырь был основан в начале 1386 г. Сергием Радонежским, когда тот возвращался из Рязани, где по просьбе Дмитрия Донского вёл мирные переговоры с князем Олегом Рязанским...
Центром слободы была церковь Николая Чудотворца «в Голутвине», впервые упоминаемая как деревянная с 1625 г., а в 1686—1692 гг. перестроенная в камне.
Иноземная (Панская) слобода
По церкви преподобного Марона Пустынника «на Бабьем городке», или «в Старых Панех» получил свое название Мароновский переулок.
Название церкви указывает на существование здесь иноземной слободы, именовавшейся Панской. В этой слободе в первой половине XVII в. в основном селились военные из Польши и Литвы. Сам храм известен здесь с 1642 г.
Шаболовская слобода
Южнее Панской слободы в конце XVII в. возникает Шаболовская слобода, которая вела в соседнее недальнее подмосковное село Шаболово. Её центром была Троицкая церковь, выстроенная в дереве в 1699 г. и показанная каменной в 1747 г.
Главной улицей слободы была Шаболовка, на которой и стоял этот храм.
На этом завершим наше путешествие в историю исчезнувших слобод и поселений, которые существовали на территории Якиманки.
По сообщениям СМИ в уходящем 2021 году Якиманка была одним из самых посещаемых мест в городе...