Найти тему
Время Романовых

Какую царевну скинул в реку Степан Разин?

Степан Разин - персонаж вполне себе реальный и явно оставивший след в русской истории, но вот события, связанные с ним порой приобретают приукрашенные, а порой и совсем надуманные детали. Со временем все труднее разобраться, где правда, а где чистый вымысел. Про одну из таких историй сегодня и поговорим.

История про то, «как Стенька Разин утопил свою княжну» – один из самых популярных сюжетов в русской культуре. Этому событию посвящено известное стихотворение Александра Пушкина. В свое время он был очарован этой историей. Великий русский поэт считал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории» и в 1826 г. посвятил ему сразу три стихотворения под общим заглавием «Песни о Стеньке Разине». В одном из них он также рассказывает о том, как атаман подхватил «персидскую царевну» и бросил ее «в волны».

А романс на слова Дмитрия Садовникова («Из-за острова на стрежень») в конце 19 века превратился в народную песню. Из-за характерной распевности данное произведение быстро ушло в массы, так что никто уже не сомневался (или попросту не задумывался), как было на самом деле.

Случай, описанный в песне, должен был происходить в 1669 году. В бою у Свиного острова (возможно, недалеко от современного Баку) Стенька Разин разгромил персидский флот и взял богатую военную добычу. Среди прочих пленников ему, якобы, попали в руки сын и дочь персидского главнокомандующего Мамед-хана. Стенька сделал дочь персидского вельможи своей наложницей.

Изрядно обогатившись, Разин начал думать: как бы обеспечить за собой добычу и избежать мести персидского и русского правительств. Русские власти тогда тоже объявили охоту на Разина, вредившего торговле и отношениям обоих государств. Выход был один: поделиться с царскими властями. 25 августа 1669 года в Астрахани было назначено большое торжество: Стенька складывал свою добычу к ногам воеводы, князя Прозоровского, и просил, чтобы его с людьми пропустили домой на Дон. 

Сына персидского военачальника, Шебалду, Разин подарил Прозоровскому. Сохранилась челобитная, в которой Шебалда просил отпустить его на родину без выкупа. В челобитной он не упоминал о сестре.  

-2

В фольклорных записях есть история о том, как Степан Разин «схватил свою султанку поперёк, да и бултых её в Волгу». А историк Николай Костомаров со ссылкой на народное сказание писал, что вождь бунтовщиков утопил «пленную персиянку», чтобы утихомирить разбушевавшуюся реку. Характерно, что Стенька не просто топит «княжну», а как бы приносит её в жертву Волге.

Подробности этого нам известны благодаря иностранному голландцу Яну Стрейсу, совершавшему в это время поездку по России и лично встречавшемуся с предводителем вольных казаков.

Второе свидетельство принадлежит Людвигу Фабрициусу, тоже голландцу, служившему офицером в русской армии и попавшему в плен к разинцам. Оно, однако, очень расходится с первым в деталях.

Именно эти расхождения двух источников и вызывают у историков сомнения в их достоверности. Вполне возможно, что оба иностранца просто пересказывали услышанные от казаков легенды и добавили их в свои книги ради «красного словца», желая подчеркнуть дикость нравов российской глубинки.

Об утоплении «атаманской полюбовницы» свидетельствовал ещё русский современник бунта по имени Артемий – по его словам, это произошло на реке Левая Кержанка (может быть, приток Волги Керженец).

Сохранившиеся исторические документы, которые могли бы пролить свет на эту историю, однако, ни о какой знатной пленнице не упоминают. Вот существование ее брата не вызывает у историков сомнения – известно, что сына персидского военачальника, Шебалду, затем передали русским властям. В том же году он написал прошение о возвращении на родину, в котором, однако, ни о какой сестре не упоминает, как мы уже говорили.

Да и вообще, присутствие на военном персидском судне женщины кажется историкам маловероятным. Так что, скорее всего, эта история – всего лишь красивая и печальная легенда.