Найти тему
Педагогика и Я

Учим ребёнка читать. Личный опыт педагога

Оглавление

В статье раскрыты все плюсы и минусы самых популярных методик обучения детей чтению. В конце - личный педагогический опыт по выбору методики.

Рано или поздно, перед каждым родителем встает вопрос об обучении ребенка чтению. Как же сделать этот процесс легким и незаметным? Давайте рассмотрим основные методики, которые в настоящее время предлагаются педагогам и родителям.

1. Кубики Зайцева

-2

Достаточно известная и популярная методика раннего обучения детей чтению. Надо сразу отметить, что это очень эффективная методика, которая позволяет добиться результата уже через 2-3 занятия. Основная идея заключается в том, что главный акцент делается не на заучивании звуков и букв, а сразу на чтении по слогам. А точнее складам. Склад по Зайцеву – это часто используемое сочетание согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий, или одна буква.

Основным недостатком данной методики является несовместимость с официальной школьной программой. Ребёнку, привыкшему читать складами приходиться переучиваться к слоговому чтению. Он тяжело осваивает разбор слова по составу, а также фонетический разбор.

2. Карточки Гленна Домана

-3

Автор этой методики уверенно заявляет, что для достижения успеха в развитии интеллекта, мозг ребёнка должен активно работать с рождения до трёх лет.

Ребёнку в течении 5-10 секунд показывают карточку с написанным целиком словом и его иллюстрацией, громко произносят его. Для достижения максимального результата, таких мини-занятий в течении дня нужно провести десятки. Если соблюдать все правила методики и проводить занятия регулярно, то ребёнок сможет читать сразу целыми словами, без периода слогового чтения.

Однако, у этой методики множество недостатков: обучение должно соответствовать возрасту ребенка, иначе большой объем информации может привести к психическим расстройствам и заиканию; ребенок не учится самостоятельно находить новую информацию; если в тексте встречается незнакомое слово, ребёнок не может его прочитать.

3. Методика Марии Монтессори

-4

Эта методика представляет собой увлекательную игру.

«Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать» – утверждает Мария Монтессори.

Ребёнку предлагаются буквы, вырезанные из шероховатой бумаги и приклеенные на картонные таблички. Дети обводят контуры букв пальчиком и повторяют звук за взрослым. Затем дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Минусов этой методики не так много. Основным из них является отсутствие развития творческого потенциала у ребёнка: нет ролевых игр, ограничен полёт фантазии.

4. Методика Ольги Соболевой

-5

Довольно молодая методика, но активно набирающая популярность. Её главный принцип – развитие «двухполушарной» работы мозга. Занятия проходят в игровой форме. Ребенок запоминает новые буквы с помощью знакомого образа или персонажа.

Например, изучая букву «О» можно сравнить её с кольцом Сатурна, тем самым усилить её привлекательность для детей.
По такому принципу происходит запоминание всех букв.

Эта методика не обучает детей слоговому чтению, а учит воспринимать слова целиком, что безусловно станет хорошей основой для дальнейшего скорочтения.

Методика молодая, мнений о её недостатках практически нет. Есть предположение, что из-за отсутствия периода чтения по слогам, могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов.

5. Звуковой (фонетический) метод

-6

Это та самая методика, по которой учили в школе нас. Её основа – алфавитный принцип. Сначала ребёнок обучается фонетике – произношению букв и звуков. Затем переходит к слогам, образующимся от слияния звуков и наконец к словам целиком. В настоящее время в школах продолжается обучение по данному методу. Ребёнку привыкшему к такому чтению с дошкольного возраста, не придётся переучиваться в дальнейшем. Этот метод развивает фонематический слух, что позволяет слышать и выделять звуки, а также впоследствии улучшать правильность произношения.

Сразу нужно подчеркнуть, что данный метод не для сторонников раннего развития детей. Обучение чтению идёт через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам. Это длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребёнка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано не имеет смысла.

У каждого из методов есть свои достоинства и недостатки. С учётом этого, сначала необходимо создать у ребёнка прочную базу из общих знаний об окружающем мире, свойствах предметов, букв и цифр.

Личный опыт по выбору методики

-7

Из всех вышеперечисленных методик для своих занятий я беру "по кусочку" из каждой из них. А именно, элементы которые позволяют ребёнку без лишней нагрузки усвоить новые знания.

Для этого поэтапно с трёх-четырёх лет даю детям представления о звуках и буквах. К возрасту пяти-шести лет у детей формируется прочный фундамент знаний, на котором построены дальнейшие уроки слогового чтения.

Серьёзные занятия по чтению я начинаю не раньше пяти лет. Это связано с тем, что при излишней нагрузке на мозг у ребёнка возникает быстрая утомляемость, раздражительность, вплоть до психических расстройств. Поэтому на начальном этапе я делаю акцент на правильности произношения звуков и включаю в занятия чистоговорки и пальчиковые игры в стишках.

Для детей с трёх лет на занятиях много элементов методики Монтессори: лепка букв и цифр, сортировка, тактильные упражнения. Также мы используем интересные приёмы методики Ольги Соболевой: например, буква «И» у нас похожа на улыбку, а буква «А» носит поясок.

Стремление к развитию заложено у ребёнка от природы. Основная цель моих занятий - пробудить в ребёнке его собственный внутренний интерес к чтению!