Традиционно гиганты и исполины считаются мифическими существами. Однако Библейский текст (а также археологические раскопки) свидетельствует об обратном. Люди 2-3-метрового роста действительно существовали. О Библейских рефаимах мы сегодня и поговорим...
Рефаимы - это русская калька еврейского слова "רפאים". В Септуагинте и Вульгате слово "рефаим" (רפאים) означает "гигант", "тиран", "нечестивец". Исторически рефаимы относятся к породе "плохишей". В Библии они постоянно противостоят Израилю и тиранят лучших его представителей.
Впервые племя рефаимов упоминается в Книге Бытия в ранний послепотопный период (при патриархе Аврааме). В это время рефаимы пребывают в трансиорданском Аштероф-Карнаиме (Быт.14:5) и поклоняются ханаанской богине Луны Астарте (отсюда город "Аштерот").
Согласно Книге Бытия, рефаимы - "народ великий, многочисленный и высокий" (Быт.2:21). Рефаимы проигрывают войну великому и ужасному царю Кедорлаомеру. Однако окрестные народы все равно их очень боятся. Ибо рефаимы - страшные гиганты, настоящие великаны.
Рефаимы находятся в близком родстве с другими высокорослыми хананейскими племенами: зузимами, эмимами и сынами Енаковыми. И, скорее всего, происходят не от Сима, как ошибочно полагает Кук (А. П. Лопухин), а из допотопного племени древних исполинов (Быт.6:4).
Эти исполины, как мы помним, возникают после смешения сынов Божиих с дочерями человеческими. Иначе говоря, от смешения потомков Сифа (сынов Божиих) с потомками Каина (дочерями человеческими).
Для справки. Некоторые церковные авторы (Климент Александрийский, Тертуллиан, даже свт. Амвросий Медиоланский) возводят происхождение допотопных исполинов к Ангелам... Однако автор данной статьи не разделяет этого теологумена о происхождении исполинов. Последние, как полагает большинство православных экзегетов, происходят не от Ангелов, а от благочестивых «сифитов» (блвж. Иероним, Августин, свт. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит и др.).
Во время потопа исполины каким-то чудесным образом спасаются и расселяются по всей Палестине. Зузимы (zozim (זּוּזִ֖ים) - "ужасный" в переводе блаженного Иеронима) и эмимы ("Emim" - "устрашающий") оседают в Аре, в пределах Моавитских (Втор.2:9-10). Дети Енаковы "от исполинского рода" (Чис.13:34) - Ахиман, Сесай и Фалмай - селятся в Хевроне (Чис.13:29). Там, в "южной стране", рослых потомков Енака замечают разведчики пророка Моисея, посланные в Ханаан (Чис.13:34).
Что же касается рефаимов, то они избирают для жительства землю Васанскую и проживают в уже упомянутом Аштероф-Карнаиме. Проживают однако совсем недолго: от эпохи патриархов до эпохи вождей.
В эпоху вождей рефаимам не везет... Из Египта (точнее, из Аравийской пустыни) приходит многочисленный избранный народ с Моисеем во главе. Ханаан обещан этому народу единым Богом. Рефаимы же остаются верны своей двурогой богине Астарте и ополчаются против Израиля. На войну выступает "Ог, царь Васанский, сам и весь народ его" (Чис.21:33).
Ог - очень богатый и могущественный повелитель рефаимов. В распоряжении Васанского царя находится шестьдесят (!) городов. Многие из них "укреплены высокими стенами, воротами и запорами" (Втор.3:5).
Сам Ог славится феноменальным, фантастическим ростом. О высоте рефаимского царя дают понятие размеры его ложа (кровати). Согласно Книге Второзаконие, ложе царя Ога имело в длину 342-405 см. (если считаем по короткому локтю (38 см.), получаем 342 см., если по "обычному" локтю (54 см.) - 405 см. Это ложе Ога мастерили не столяры, а кузнецы. Оно было сделано из железа, чтобы выдерживать вес великана:
"Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских" (Втор.3:11).
Ог хитрый политик. Он заключает военный союз с соседним Аморрейским царем Сигоном. Ога весьма опасается сам Моисей, так что Бог лично является вождю Израиля и говорит: "Не бойся его (Ога - Христофор+), ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои" (Чис.21:34).
Все происходит по слову Господа. Великана не защищает ни его рост, ни его великая сила (Пс.32:16). Бог поражает Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. А их царства отдает Израилю (Пс.134:11-12).
Все рефаимы из Васанского царства погибает в сражении у Едреи (Втор.3:3). Последним из рефаимов уходит Ог, царь Васанский.
Навин, вспоминая бой у Едреи, называет "последним из могикан" именно Ога, царя Васанского. Навин говорит: "Он (Ог - Христофор+) был "последний из Рефаимов, живший в Астарофе и в Едреи" (Иис. Нав.12:4).
Однако род рефаимов в сражении при Едреи полностью не угасает... Ибо тот же Иисус Навин свидетельствует, что кого-то из Рефаимов Моисей поражает, а кого-то - прогоняет (Иис.Нав.13:12). Вероятно, кто-то из проигравших бой великанов спасается и бежит в Филистею. Почему? Потому что ко времени правления царя Саула рефаимы уже составляют основу вооруженных сил Пентаполиса - союза 5 филистимских городов.
Самым известным великаном среди них, конечно, является Голиаф. О Голиафе у нас есть целая статья: Каким был рост Голиафа и почему израильтяне испугались при виде его? Анализирует все версии.
Кроме Голиафа против Израиля на стороне филистимлян сражаются, как минимум, еще четыре рефаима. Самым известным является Иесвий, "один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом" (2Цар.21:16). Этот Иесвий, хорошо понимал, какую популярность приобрел Давил после победы над Голиафом. И во время сражения специально хотел уничтожить Давида. Уповая на то, что Давид сильно утомился в бою. Но Давида спас Авесса, сын Саруин. Авесса и поразил Иесвия (2Цар.21:17).
Не менее известным является брат Голиафа Лахмий, которого поражает Елханам (1Пар.20:5). Сражается за филистимлян и воин-рефаим Сафа (или Сафут), которого побеждает Совохай Хушатянин (1Пар.20:4).
Четвертый рефаим в армии филистимлян не называется по имени. Зато Библия говорит об анатомическом отклонении - полидактилии - его тела. Воин-филистимлянин имеет не 5 пальцев на руках и ногах, а 6. Этот воин - человек "рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов" (2Цар.21:20). С этим великаном "разбирается" Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.
Таким образом, рефаимы бесславно проигрывают в Библии все войны филистимлян с израильтянами. Им не помогает ни их огромный рост, ни, сила, ни оружие. Они падают "от руки Давида и слуг его" (2Цар.21:22), поскольку единый Бог оказывается на стороне избранного народа.
Однако род рефаимов на этом не пресекается... "Последним из могикан" в роду исполинов, если верить Септуагинте, становится некий Дан, сын Иои из потомков исполинов (2Цар.21:11). Этот Дан, судя по контексту, не входил в филистимскую армию и не участвовал в войне. Во 2 Книге Царств рефаим Дан забирает кости родственников царя Саула (этих родственников повесили жители Гаваона). Это говорит о том, что Дан служил, скорее, Саулу, чем филистимлянам. Этот Дан и есть последний из рода рефаимов. Причем, последний оставшийся в Библии в живых.
Дальнейшая судьба Дана, сына Иои, неизвестна. Может быть, потомки Дана смешались с обычными людьми и совершенно утеряли доминанту роста. А может быть, сохранили эту доминанту и, оторвавшись от человеческого общества, трансформировались в "снежных людей"...
А что думаете о рефаимах Вы, дорогие читатели? Как им удалось спастись во время Всемирного потопа? После сражения при Едреи? Существуют ли рефаимы в настоящее время или их род пресекся на Дане? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья понравилась) и, конечно, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
С кем Иисус дружил в отрочестве Определяем имена Его друзей
Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи? (Мар.1:9)
Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему