Итак, к вам или по годовому плану, или просто желанию/необходимости должны прийти на урок. Первое – НЕ ПАНИКОВАТЬ!! Ничего страшного! Дальше школы не пошлют, меньше класса не дадут. Тем не менее это необходимо, и от этого зависит уважение коллег. Так к этому и отнеситесь.
Теперь готовимся, не жалуясь всем подряд в учительской, делая вид, что вы уверены и старательны, но тем не менее (если вы молодой специалист) можете обращаться к кому-то за помощью. Особенно если молодой – к администрации. Даже если между нами говоря, знаете, что методическую работу в вашей школе игнорируют. Сделайте не нахальное, а заинтересованное лицо и спросите, но только об отдельном конкретном моменте, а не обо всём уроке.
Второе.Обязательно продумайте формат проверки домашнего задания и переход к новому материалу. Не используйте на весь урок презентацию, особенно со слайдом, на котором отображены педагогические цели. Вот прямо с сегодняшнего дня приучитесь обращаться к дом. заданию как материалу, необходимому для «отталкивания» к новому. Надо «выудить» самое важное. Если самостоятельно не получается, поищите в учебниках: в конце параграфов или в начале есть важные вопросы для повторения.
Формат проверки дом.задания очень широкий:
1. Самый простой – фронтальный опрос по важным моментам.
2. В это время самостоятельно пара (слабый и самый сильный) должны подготовиться (найдите место, чтобы не мешали и не мозолили глаза всем, можно в конец класса) к тому, что СЛАБЫЙ после объяснения одноклассником расскажет о выполнении задания САМ. Оценки можно обоим.
3. Также параллельно: если это устный предмет – 1 человек (не сильный) самостоятельно на доске пишет все слова, которые ему приходят в голову по какой-либо теме. Когда подойдёт нужный момент, на основании записанных слов составляем предложения как важную вводную или итог.
Ученик предупреждается, что, написав, сразу садится и включается в общую работу.
4. Можно и в форме работы над ошибками.
ТРЕТЬЕ. Подведя итоги и сконцентрировав внимание на важных для нового материала мыслях, формулируйте проблемный вопрос к новой теме (желательно связанный с обыденной жизнью). Если не «вырисовывается», посмотрите, к какому выводу должны прийти или чему должны научиться.
Запишите вопрос на доске!
Теперь: что из изученного пригодится? что необходимо узнать? Ничего страшного, если не смогут сказать. Скажете вы, но главное – цель ДЛЯ ДЕТЕЙ будет понятна и отложится в памяти.
Важные моменты для успешного и красивого урока и его концовки я уже описывала здесь. Не забудьте: в конце ДОЛЖЕН ПРОЗВУЧАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС!
Добавлю мелочи:
Меньше говорите. Пусть важное находят сами в учебнике или в раздаточном материале.
Если урок очень важный, напечатайте конспект и разрежьте его для себя на небольшие кусочки, которые удобно держать в руке, постепенно откладывайте на стол. И обязательно - проверьте наличие часов.
Самое гадкое – когда всеми чувствуется фальшь: сладкий непривычный голос, абсолютно новые приёмы и т.п.
НЕ переживайте! Есть хороший способ успокоиться: подумайте, это будет для вас важно через 5 лет?